СКОРБНАЯ ВЕСТЬ...

Вчера, 09.07.2024 во Владивостоке на 76 году ушёл из жизни капитан 2 ранга Тыцких Владимир Михайлович, наш замечательный друг и боевой товарищ, в прошлом офицер-подводник, заместитель Командующего Тихоокеанским флотом по работе с ветеранами, Заслуженный работник культуры России, поэт, писатель, публицист, член Союза писателей СССР (России), член Русского географического обществаВладимир Михайлович являлся человеком, внесшим бесценный вклад в литературное, историческое, краеведческое наследие Дальневосточного региона и страны, развитие и поддержание на должном уровне ветеранского движения ВМФ.

Санкт-Петербургский Клуб моряков-подводников и ветеранов ВМФ выражает искренние соболезнования родным и близким, друзьям Владимира Михайловича и скорбит вместе с ними.

 

ВЛАДИМИР ТЫЦКИХ: ПОЭТ ОКЕАНСКОЙ ПРОБЫ

ИЛИ «ПРОСТО  ЧЕСТНЫЙ РУССКИЙ ОФИЦЕР»

 

Прощальные слова

 

        Правду говорить легко и приятно, как утверждал герой булгаковского романа. Правду говорить легко и приятно, когда речь идет о поэтическом творчестве Владимира Тыцких. И правда эта состоит в том, что перед нами давно уже открыто во всей своей ширине и глубине рукотворное море, созданное талантом и вдохновением моряка-писателя, поэта, журналиста Владимира Михайловича Тыцких. Родом он из заповедных гор Казахстана, но давным-давно стал приморцем, а Приморье вкупе с Тихим океаном стали главной географией его поэзии.

Сегодня это море поднялось на «Высоту океана».

 

То разбойно шумит,

то негромко о чём-то вздыхает,

Беспокойной волной

к молчаливому берегу льнёт,

И никак не поймёшь,

то ли песня у моря такая,

То ли море кого-то

с собою в дорогу зовёт…

 

Есть такое выражение – «соль земли». А здесь мы имеем дело с солью моря, порой горькой, порой весьма крутого посола, но солью, которая очищает души и раны, соль врачующая, целебная.

Иногда, кажется, что Владимир Тыцких открыл новый поэтический жанр – публицистическая лирика или лирическая публицистика. О чем бы ни шла речь в его стихах, о каких бы высоких гражданственных или воинских материях, это всегда очень личностно, это всегда – через призму души. И еще очень образно, с великолепным  чувством языка и стиля. В кратком предисловии не приведешь и малую толику поэтических удач, открытий, афористичных строк из весьма объемного уже литературного багажа. Но уверенные отточенные строки узнаются сразу же после первых строф – это Владимир Тыцких и никто более. И еще как минимум два достоинства – лирика поэта четко мужская и очень мужественная. За каждой строкой – опыт суровой жизни, жизни моряцкой, флотской, подводницкой. Опыт, переплавленный в прозу ли, в стихи весьма высокой пробой.

      В новой книге немало флотских реалий, и только что пережитых, и уже весьма ностальгических.

 

Все шторма

когда-нибудь

проходят.

Остаётся

Тихий океан.

Остаются дальние походы.

Глубина.

Люба и не люба –

остается разная погода.

Флаг на мачте.

Флотский строй.

Судьба.

 

      Судьба поставила капитана 2 ранга Тыцких во флотский строй навсегда, даже тогда, когда он давно уже снял погоны. И это естественно. Как говорится, бывших моряков не бывает. Вот и у Владимира Тыцких служение флоту длится пожизненно - на радость всем его сослуживцам, всем читателям.

       Классические по рифме и строю стихи Тыцких всегда созвучны веку, в них четкие, порой ригористичные суждения о времени, о современниках, о самом себе. Это как памятные зарубки на дереве, или, прибегая к флотской терминологии – муссинги на спасательном тросе. На каждом из них надо делать выдержку. Над каждым таким стихотворением тоже надо делать выдержку, запоминая его, вникая в него, проникаясь им…

 

         В этом сборнике одно из моих самых любимых произведений. Тема извечная – воин и конь, меч, который надлежит перековать на орало. Но какая пронзительная нота в финале, про списанную подводную лодку, которая

 …И никому не предъявляя счёт,

Ржавея в грязной бухте, словно в луже,

Она лежит на дне и молча ждёт

Прощения за боевую службу…

 

А сколько точных афористических слов найдено им для своих сотоварищей по экипажу, для всех подводников вообще.

 

И для сомнений нет причин:

Подводники – народ особый.

Мужчина океанской пробы –

Один на тысячу мужчин.

Пусть кто-то скажет: похвальба!

А нам и спорить неохота.

Подплав – не служба, не работа,

Но жизнь, и песня, и судьба.

 

Жизнь и судьбу своих соратников по 19-й бригаде подплава Владимир Тыцких обратил в песни. Песни, которые поют и на концертах, и в тесных компаниях. И это тоже особое свойство поэтического дара Владимира Тыцких. Далеко не все стихи становятся песнями. А если и становятся, не все поются. У Тыцких - поются и еще как! Это «Песня недальнего похода», «Полотнище Андреевского флага», «Над волной Амурского залива», «Баллада о Чёрной речке»…

     Ураган, ветер, шторм – все эти бурные стихии стали лейтмотивом многих стихотворений этого сборника. Они вбирают их и источают их. Они рождены под их вой, грохот, стенание. Потому и ложатся что на музыку, что на душу. Потому и поднимаются на высоту океана. И вещие слова, сказанные им о самом себе:

 

И вот обязан – кстати ли, не кстати –

Остаться тем, хоть сам себе в пример,

Что не богач и не большой писатель,

А просто честный русский офицер.

 

Николай ЧЕРКАШИН

Вернуться к списку Аврора