В английском Портсмуте чествуют забытого советского героя — командира подлодки, ленинградца Павла Кузьмина. 72 года назад в Балтийском море Щ-408 погибла. Десятки вражеских судов начали расстреливать субмарину.
Приняв неравный бой, экипаж «Щуки» сумел потопить два корабля и с поднятым флагом ушел к неминуемой смерти на глубину. Но ни один из 40 членов экипажа не получил советских наград. Историческую справедливость восстановили в Лондоне. Капитана Павла Кузьмина наградили орденом Британской империи.
Репортаж корреспондента НТВ Александра Щербы.
На юго-западе Петербурга, как и во всем городе, названия улицам давали по традиции в честь известных людей из какой-то одной области. Есть микрорайоны известных революционеров, деятелей искусств, есть бульвары Передовиков, Трудящихся, Новаторов.
В районе метро «Проспект Ветеранов» в основном улицам давали названия в честь героев войны: солдата Корзуна, партизана Германа, летчика Пилютова, Лёни Голикова, маршала Жукова.
Все они действительно герои Советского Союза. Только вот улица подводника Кузьмина выбивается из этого ряда. Командир подлодки Павел Семенович Кузьмин, совершивший подвиг и погибший смертью храбрых вместе с экипажем в мае 1943 года, оказался забыт Министерством обороны.
Звезду героя, к сожалению, можно увидеть только на праздничном плакате. За свой подвиг, который воины-моряки приравнивают к подвигу «Варяга», капитан-лейтенант Кузьмин не удостоен ни советской, ни российской награды.
В мае 43-го командование Балтийским флотом послало лодку практически на верную смерть. Найти пути прохода сквозь минные заграждения, которые немцы установили на Балтике. Как говорят историки, так противнику без единого выстрела удалось запереть в Финском заливе целый флот.
Максим Пуслис, историк-любитель, выпускник школы №504: «Они были первыми. Щ-403 и Щ-408 открывали этот путь. Зная об этом рубеже, они, конечно, представляли, что он непреодолим».
Этот поход бы запрограммирован на подвиг с минимальными шансами на возвращение. Так и получилось. После многодневного преследования финскими противолодочными кораблями Щ-408 получила повреждения и вынуждена была всплыть.
Игорь Курдин, председатель Совета Санкт-Петербургского клуба моряков-подводников: «Он был вынужден всплыть и вступить в бой. С его единственной „сорокапяткой“ против хорошо вооруженных противолодочных кораблей. Я думаю, они получили предложение о сдаче».
История Второй мировой войны знает 219 случаев, когда экипажи субмарин сдавались в плен после, после того как их лодки были повреждены. Все эти факты относятся исключительно к немецкому подводному флоту.
Павел Кузьмин принял решение не сдаваться. Огнем единственной 45-миллиметровой пушки он потопил два финских катера и отдал команду на погружение. И это было равносильно гибели.
Максим Пуслис, историк-любитель, выпускник школы №504: «Получив повреждения, лодка уходит на дно. Еще сутки или двое над ней кружатся подводные охотники, следят самолеты, забрасывают ее глубинными бомбами. Они слышат, что лодка пытается отремонтироваться».
Подвиг Кузьмина остался бы безымянным, если бы не англичане. Союзники узнали, как героически погиб экипаж, и наградили командира лодки орденом Британской империи. В отличие от советского командования.
Игорь Курдин, председатель Совета Санкт-петербургского клуба моряков-подводников: «Была поставлена задача прорвать противолодочный рубеж и выйти в Балтийское море для прорыва коммуникаций противника. По сути задача не была выполнена. И, видимо, в командовании постеснялись представлять этих людей к посмертным наградам. Было неизвестно, как они погибли».
Восстановить историческую справедливость теперь пытаются в 504-й школе Петербурга. Там устроен зал памяти Павла Кузьмина. А в адрес Министерства обороны ушло письмо с просьбой о награждении героя-подводника. Ответ военных, увы, не выходит за рамки ведомственных инструкций. Другими словами, свидетелей подвига нет, поэтому нет и награды.
Марина Лукина, руководитель музея школы №504: «К сожалению, люди на своих местах дают формальный ответ. Не тот, который от них ждут, не по зову сердца и души, а тот, который они должны дать с учетом тех документов, которые у них есть».
В эти дни в английском Портсмуте проходит ежегодная встреча ветеранов-подводников. Она длится несколько дней, и расписание каждого мероприятия утверждается чуть ли не за полгода. Изменить хоть что-то практически невозможно.
Но в этом году сделано исключение. После апрельского письма из Министерства обороны обе стороны — русская и английская — обоюдно захотели немного поправить историю. Британское ведомство, уже однажды оценив подвиг Кузьмина, сделает юридический шаг навстречу российскому Министерству обороны. Что должно стать тем самым поводом, который поможет героям найти свою награду. Не только командиру подлодки, но и остальным 40 членам экипажа.