На полгода раньше срока вернулась в Россию атомная подводная лодка «Нерпа», находившаяся в составе индийских ВМС под именем «Чакра-2»
Субмарина была сдана в лизинг на 10 лет в январе 2012 года и могла ещё несколько месяцев эксплуатироваться военными подводниками Индии, однако, как сообщил телеканал NDTV, досрочное завершение аренды вызвано «возникшими проблемами в работе, в том числе силовой установки». Подтверждения или опровержения этой информации от военного ведомства одной из сторон пока не последовало. Россия не так часто сдаёт военную технику в аренду, однако в мировой практике этот способ вооружить свои войска довольно распространён.
Лодка непростой судьбы
«Нерпа» могла отправиться в Индию в декабре 2008 года, если бы не авария: в ходе подготовки к торпедным стрельбам в том же году во время госприёмки сработала система пожаротушения, от нехватки кислорода погибло 20 человек, ещё несколько десятков пострадали. На восстановление лодки после ЧП ушло несколько лет, почти 2 млрд рублей, и после новых государственных испытаний лодка официально вошла в состав индийского флота 4 апреля 2012-го. Общая стоимость контракта составила около 900 млн долларов.
Служба лодки под индийским флагом проходила без срывов, правда, не обошлось без происшествия. В октябре 2017-го, как писали СМИ, «Чакра» получила повреждения в порту Вишакхапатнам – подробности не сообщались, известно только, что в обтекателе носовой антенны гидроакустического комплекса образовалась дыра размером 1,5 на 1,5 метра. Согласно данным индийской комиссии, повреждение вызвано «техническими причинами».
Кроме того, весной 2020 года на борту субмарины взорвался баллон воздуха высокого давления, находившийся между лёгким и прочным корпусами. Пространство рядом с баллоном было серьёзно повреждено. После этого индийские специалисты отремонтировали лодку, но её дальнейшая эксплуатация была прекращена и принято решение досрочно отправить «Нерпу»-«Чакру» в родную гавань.
– Не исключено, что досрочное возвращение «Нерпы»-«Чакры» связано с тем, что характер полученных лодкой повреждений таков, что на индийских предприятиях произвести должный ремонт не представляется возможным, – заявил «Октагону» военный эксперт, председатель Санкт-Петербургского клуба моряков-подводников ВМФ Игорь Курдин. – Не хватает мощностей и кадров, которые у нас имеются.
Впрочем, несмотря на все ЧП, предшествовавшие аренде «Нерпы» и периоду её пребывания в своих ВМС, Индия собирается продолжать аренду российских подводных лодок. Не позднее 2025 года, как сообщили СМИ, она надеется получить в долгосрочную аренду (на десятилетие) проходящую сейчас модернизацию в центре судоремонта «Звёздочка» подлодку К-391 «Братск», для которой уже выбрано предварительное название «Чакра-3». В 2019-м в Дели был заключён соответствующий контракт на сумму, как писала газета The Print, 3 млрд долларов. Впрочем, Игорь Курдин считает, что окончательное решение здесь ещё не принято:
– Возможно, всё станет ясно на предстоящем в Санкт-Петербурге Международном военно-морском салоне, который пройдёт 23–27 июня. Но я бы не исключал варианта, при котором «Нерпа» после ремонта в России снова уплывёт в Индию.
Как индусы раскрыли «Чакру»
Нельзя сказать, что Россия имеет большой опыт по части лизинга военной техники другим государствам, но взаимодействие подобного рода с Индией имело место и раньше. В 1988 году Советский Союз арендовал на три года этому государству субмарину К-43 типа «Скат».
«Ни одна страна в мире не имеет права продать атомную подводную лодку – запрещают международные соглашения. Поэтому и Советский Союз, и Россия сдают эти лодки в аренду. И такая форма сотрудничества действует только в отношении Индии». – Игорь Курдин, военный эксперт, председатель Санкт-Петербургского клуба моряков-подводников ВМФ.
Для Индии аренда К-43 сыграла немалую роль – субмарина, получившая название S-71 Chakra, бороздила океанские просторы во время учений, вызывая огромное беспокойство у её оппонентов – Китая и Пакистана. Офицеры, прошедшие трёхлетнюю службу на первой «Чакре», в дальнейшем заняли высокие посты как в индийских ВМС, так и в национальной армии.
Начало мировой практике аренды военной техники положили Венгрия и Чехия, у которых стали выходить из строя советские самолёты МиГ-21 и МиГ-29. Страны вели переговоры со Швецией, которая во второй половине 1990-х приняла на вооружение истребитель JAS-39C/D Gripen и горела желанием экспортировать его. Венгрия и Чехия взяли самолёты напрокат, по 14 единиц. В договоре была предусмотрена возможность выкупа самолётов по остаточной стоимости. Чехия хотела приобрести 24 таких машины у Стокгольма, но парламент страны не одобрил сделку. Сумма контракта составила для Венгрии 110 млрд форинтов (расчёты тогда производились в национальных валютах, а один доллар стоил 270 форинтов), для Чехии – 19,6 млрд шведских крон (примерно 270 млн долларов). Интересно, что венгерский контракт шведы тогда выиграли у американцев, предлагавших Будапешту свои самолёты F-16.
Этот пример вдохновил Бразилию взять в аренду в 2014 году четыре машины JAS-39C/D Gripen. В том же году Словакия объявляла о намерении взять в аренду эти истребители – но потом отказалась от планов и заключила контракт о покупке F-16.
С арендой скандинавских машин не всё было гладко. Венгры разбили один шведский самолёт – он потерпел аварию во время международных манёвров, что символично, в Чехии в мае 2015 года. Оба пилота остались живы – смогли катапультироваться. Чехи же, подрядившиеся охранять небо Исландии (у которой боевая авиация фактически отсутствует), в июле 2015-го после первого вылета вынуждены были вернуться из-за серьёзной поломки.
Россия свою военную технику в аренду практически не сдаёт, переняв советский опыт во взаимодействии со странами – членами ОДКБ. Впрочем, был эпизод, когда наша страна (а также Украина) в надежде наладить взаимодействие с НАТО подписала в 2006 году договор об аренде военно-транспортных самолётов Ан-124 «Руслан» для перевозки сил и средств блока для обеспечения операции в Афганистане, некоторых стран Африки и обратно. Правда, Североатлантический альянс закупал лётные часы, поскольку экипаж и руководство полётами осуществляла российская сторона. Договор был расторгнут российской стороной в 2018 году. С тех пор украинская сторона пытается участвовать в проекте своими силами. Стоит заметить, что развитию лизинга российской военной техники на международной арене препятствуют как недоработки российского законодательства (это отмечает референт группы законодательного обеспечения деятельности «Рособоронэкспорта» Виктор Федорченко), так и западные санкции в отношении РОЭ.
Не исключено, что именно эти факторы и стали причиной громкого дела в США в ноябре 2015 года. Тогда американская печать сообщила, что суд во Флориде признал виновным собственника лизинговой компании Simplex некоего Максима Силицкого, который сдавал российскую военную технику американским военным, проходившим обучение перед отправкой в Ирак и Афганистан.