Подводная лодка С-49 (она же ПЗС-50). Именно она станет новым экспонатом в музее Балаклавы фото: kchf.ru
В мае после масштабной реконструкции в Балаклаве открылся подземный музейный комплекс. Специалисты Военно-строительного комплекса Минобороны России привели в порядок фортификационное сооружение, которое было разграблено украинскими военными. Преобразился не только внешний вид музея, но и появились новые композиции, а экскурсии теперь проходят с помощью цифровых технологий. Например, на входе вам предлагают взять с собой электронного гида (это небольшой плеер с наушником). Однако, самым интригующим «экспонатом» станет сухой док, где в прошлом веке проводился ремонт подводных лодок со всего Советского Союза.
- Сухой док - железобетонный бассейн длинной в 100 метров, отделенный от акватории морского канала малым портом. Последние тридцать лет его не использовали, - коротко рассказали сотрудники музея.
Работы в доках музея фото: Балаклавский подземный музейный комплекс
Сейчас военные строители занимаются очисткой дока, укрепляют его стены, возводят дополнительный фундамент. Все это делается в рамках второго этапа реконструкции. Как только док приведут в порядок, в него заведут подводную лодку проекта 633. До того, как стать экспонатом в музее субмарина С-49 использовалась в качестве зарядной станции аккумуляторов на Черноморском флоте, но уже под именем ПЗС-50.
Экспорт заграницу и трагедия в Полярном
Серия советских дизель-электрических подводных лодок проекта 633 создавалась в 60-ых годах прошлого века. По классификации НАТО – проекту присвоили кодовое имя «Romeo», о котором не раз писали мировые СМИ.
«Отцами» 633-й можно считать конструкторов ЦКБ-112: З.А.Дерибина, А.К.Назарова и Е.В.Крылова. Первая субмарина была заложена на заводе «Красное Сормово» в городе Горьком в 1957 году, спустя год ее спустили на воду.
Изначально планировалось построить 560 лодок этой серии, но позже их выпуск сократили до 20. До 1980-ых годов большинство подводных лодок серии, после вывода из состава флота страны, были переданы заграницу. Трагично сложилась судьба экипажа и подлодки «С-350». В январе 1962 году она затонула. До трагедии с подводной лодкой «Курск» авария субмарины проекта 633, считалась самой масштабной в отечественном подводном флоте.
...11 января у 5-го причала Екатерининской гавани в городе Полярный (Мурманская область- прим автора) на подводной лодке Б-37 стоявшей по соседству «С-350» прогремели взрывы.
Трагедия в городе Полярный на 5-ом причале фото: topwar.ru
Из воспоминаний капитана 1-го ранга в отставке О.К. Абрамова:
«Это было в понедельник. Я, как и остальные командиры, шел на доклад командиру соединения. По пути в штаб внезапно увидел яркую вспышку, осветившую все вокруг, затем прогремел сильный взрыв (до сих пор все это вижу и слышу). Бросился к своей лодке (С-350 пр. 633), которой тогда командовал, — взрыв произошел в районе ее стоянки.
После взрыва наступила кромешная тьма. На бегу едва не столкнулся с группой офицеров — двое вели, точнее, несли третьего, — определил в среднем из них командира Б-37 капитана 2-го ранга Анатолия Бегебу. Анатолий меня не узнал, чему я, помнится, очень удивился. О том, что его выбросило взрывом с лодки, я узнал только через несколько дней.
Подбежав к месту стоянки своей лодки, обнаружил, что она отброшена от причала и стоит, задрав корму, с дифферентом на нос Носовые отсеки — под водой».
Взрывом подводная лодка Б-37 оказалась полностью разрушена и затонула. «С-350» получила повреждение корпуса, первый и второй отсеки оказались затоплены. На лодке погибли 11 человек.
Спустя три дня после трагедии «С-350» была поднята и отправлена на ремонт. В 1966 году её зачислили в состав Черноморского флота, портом ее приписки стал Севастополь. В 90-ые годы на базе «Главвторчермета» в Инкермане ее разделали на металл. На этой же базе распилили и две другие подводные лодки проекта, находившиеся в составе ЧФ (С-37 и С-11). Остальные боевые единицы постигла та же участь, но уже в других городах страны. Сохранилась только С-49 (она же ПЗС-50).
«Рыбацкие сети зацепились за перископ»
У СССР были очень хорошие отношения с Китаем и когда производство «ПЛ-633» остановилось, всю документацию по проекту передали в Поднебесную. Известно, что в период с 1962 по 1984 годы в Китае было построено 84 субмарины. Китайские военные присвоили проекту №033.
Китайская подводная лодка проекта «Ромеро» фото: alfa-industry.ru
В апреле 2003 года злой рок настиг китайский экипаж подводной лодки «№361»(проект «ПЛ»-633 еще существовал - прим.автора).Субмарина принимала участие в учениях в Бохайском заливе Жёлтого моря и затонула в территориальных водах Китая неподалеку от острова Наньчаншаньдао.
На борту во время учений находилось 70 человек — члены экипажа, представители и курсанты военно-морской академии КНР. Все они погибли из-за того, что дизельный двигатель не выключался, в лодке был израсходован весь кислород, в то время, когда она находилась под водой.
Агентство «Синьхуа» сообщило: «лодку обнаружили рыбаки, они зацепили сетями её перископ». Позже субмарина была поднята на поверхность и отбуксирована к северо-восточному порту Далянь.
Как «Romeo» стала орудием Ким Чен Ына
Известен и другой факт: Китай передал 7 подлодок проекта №033 в Северную Корею.
В 2019 году издание The War Zone озвучило версию, что «новая» субмарина КНДР – это и есть всем знакомая подводная лодка класса «Romeo» из Советского Союза. Отмечается, что первые снимки подводной лодки появились после визита корейского лидера Ким Чен Ына на верфь Sinpo, где было размещено производство подлодок.
Лидер Северной Кореи Ким Чен Ын на верфи Sinpo фото:thedrive.com
- В северокорейском флоте находилось до примерно 20 единиц Romeo. Однако неясно, сколько из них были исправными, - отмечало издание.
Военные эксперты США пришли к выводу, что новые корейские подводные лодки сохраняют многие конструктивные особенности Romeo.
-Модернизация Romeo является несколько интригующим решением, так как у КНДР имеется более современное изделие – ПЛ класса Gorae (в США обозначается как Sinpo-B). В 2016 году она совершила успешный запуск ракеты Pukkuksong-1. Возможно, что преобразование более старых Romeo в SSB является более дешевым и менее рискованным путем для Пхеньяна, который стремится увеличить свой флот подводных лодок, несущих данный тип ракет,- предположили американские журналисты.
P.S.
Вторая очередь реконструкции музея в Балаклаве должна завершиться осенью. Подводная лодка С-49 проекта 633 станет полноценным экспонатом, который можно будет осмотреть, как снаружи, так и внутри.