Один из главных в России проектантов подводных лодок, Центральное конструкторское бюро морской техники (ЦКБ МТ) "Рубин" представило в этом году на выставке "Армия-2021" обширную экспозицию нетрадиционных для себя изделий – автономных необитаемых подводных аппаратов или, проще говоря, беспилотников. Посетители могли ознакомиться как с малоразмерными аппаратами весом до 10 килограммов, так и с крупногабаритными типа "Витязь". Тематика разработки подводных беспилотников является сейчас новым актуальным трендом наравне с традиционной работой по созданию перспективных подводных лодок. Какие разработки уже готовы к демонстрации заказчикам, над созданием каких сейчас работают конструкторы предприятия, рассказал руководителю профильной редакции РИА Новости Сергею Сафронову заместитель руководителя ЦКБ МТ "Рубин" Андрей Баранов.
– Андрей Игоревич, "Рубин" приступил к разработке и созданию необитаемых автономных подводных аппаратов, проще сказать подводных беспилотников, различного назначения. Расскажите об этих новинках, некоторые были представлены на прошедшем форуме "Армия-2021".
– Помимо глубоководного аппарата "Витязь-Д", созданного по инициативе и заказу Фонда перспективных исследований, в "Рубине" спроектирован и построен беспилотник "Клавесин", создан аппарат легкого класса "Юнона", семейство малых роботов "Амулет", спроектирован и модернизирован телеуправляемый необитаемый подводный аппарат "Талисман", а также целый ряд других аппаратов, в том числе тяжелого класса. В интересах российской науки проработаны аппараты, относящиеся к категории автономных подводных глайдеров, а в интересах морской добывающей промышленности разработан комплекс подводных технических средств, включая два специализированных АНПА, обеспечивающих проведение сейсморазведки в подледных условиях.
– По своей инициативе "Рубин" спроектировал "Амулет", "Амулет-2" и "Талисман", которые были представлены на выставке "Армия-2021". Это аппараты гражданского назначения, их задачи – поиск различных объектов на грунте, обследование акваторий, сбор гидрологической информации, на них может быть установлено оборудование под разные задачи. Для создания более сложных аппаратов, конечно, нужен заказчик.
– На какие глубины рассчитаны ваши подводные роботы?
– Всякие: и большие, и маленькие, зависит от назначения аппарата. Возьмем для примера "Витязь", который подтвердил возможность работать на глубине до 12000 метров, – это говорит о том, что при помощи беспилотников можно достичь практически любой точки дна Мирового океана.
– Все эти аппараты одного класса?
– Они все относятся к классам "автономный необитаемый подводный аппарат" и "телеуправляемый необитаемый подводный аппарат". Принципиальное отличие в насыщении.
– Вы уже предлагаете беспилотники зарубежным партнерам по военно-техническому сотрудничеству?
– Есть продукция военного назначения и есть нормативная база, которая определяет весь механизм ВТС, в том числе номенклатуру продукции, которая может поставляться за рубеж. Мы сейчас активно занимаемся этим вопросом вместе с "Рособоронэкспортом".
– И когда эти подводные беспилотники получат паспорт экспортного облика?
– Мы надеемся, что в ближайшее время: документы уже сформированы и рассматриваются профильными ведомствами. Интерес к этой технике большой, на "Армии" многие иностранные специалисты присматривались к нашей продукции.
– Давайте теперь поговорим о вашей традиционной продукции – проектировании подводных лодок. Один из ваших лучших проектов – это подлодки типа "Варшавянка" (проект 877ЭКМ и экспортный проект 636). Есть ли у них модернизационный ресурс при условии, что лодки строятся уже более 40 лет?
– Именно модернизационный ресурс и позволил "Варшавянке" оставаться современной на протяжении нескольких десятилетий. Чего ждут моряки от любой подводной лодки? Высокой скрытности, умения хорошо обнаруживать противника и наносить ему мощные удары. А еще удобства и безопасности в повседневной эксплуатации. По этим направлениям и шла модернизация "Варшавянок". Изначально в проект был включен запас на установку нового главного гребного электродвигателя (ГЭД). Появление на серийных лодках низкооборотного гребного электрооборудования существенно улучшило как их акустическую скрытность, так и скоростные качества. Благодаря новому ГЭД "Варшавянки" и стали акустическими "черными дырами".
Энергетическую установку дальше совершенствовали за счет более мощных дизель-генераторов. Эта замена потребовала небольшого увеличения длины лодок, но в результате сократилось время заряда аккумуляторных батарей, то есть опять же повысилась скрытность. Появились более емкие аккумуляторные батареи – увеличились дальность плавания и время нахождения лодок в подводном положении. Затем внедрили цифровой гидроакустический комплекс, который усилил поисковый потенциал. И, конечно, самый яркий пример – установка крылатых ракет комплекса "Club-S". Крылатые ракеты привели к "цепной реакции" в модернизации целого ряда систем. В первую очередь это коснулось одной из "изюминок" исходного проекта, боевой информационно-управляющей системы: прорывная для 80-х годов система получила достойного наследника в лице автоматизированной информационно-управляющей системы. Новому оружию потребовался и новый, более совершенный и компактный цифровой навигационный комплекс, обладающий более высокой точностью определения координат лодки. И, наконец, развитие ударных возможностей поставило вопрос улучшения средств связи с береговыми командными пунктами. На лодках была установлена выпускная буксируемая радиоантенна, эта система позволяет лодкам принимать радиосигналы без всплытия на перископную глубину, то есть быстрее и более скрытно. И, конечно, модернизации затронули не только функционал основных комплексов, но и удобство управления ими.
Что касается дальнейшей модернизации "Варшавянки", то могу сказать, что корабль только внешне тот же самый, но по электронике, энергетике, по вооружению она приблизилась к четвертому поколению, то есть к нашей экспортной версии проекта "Лада" – проекту "Амур-1650". Однако "Амур" существенно компактнее и тише.
– Каковы все-таки основные отличия "Амура", ведь это лодка следующего поколения?
– Водоизмещение снижено в 1,3 раза, за счет автоматизации экипаж сокращен с 52 до 35 человек. Высокую скрытность, следовательно, преимущество в дуэльной ситуации обеспечивают низкооборотный малошумный гребной электродвигатель на постоянных магнитах, а также специально созданное оборудование с низким уровнем шума, которое устанавливается на корабле. Носовая антенна почти не уступает по площади антеннам атомных подводных лодок, плюс наличие гибкой протяженной буксируемой антенны и современные методы обработки позволяют обнаруживать самые малошумные цели на значительных дистанциях. Вклад в скрытность "Амура" вносят и обводы его корпуса. То есть задача снизить шумы, улучшить гидроакустику и все загнать в принципиально меньшее водоизмещение была успешно решена в проекте "Амур".
– Со стрельбой ракетами "Club-S"?
– Да, конечно, из всех торпедных аппаратов.
– Будет ли ВМФ России заказывать еще "Варшавянки"?
– Решать флоту. "Рубин" сопровождает строительство как серии "Варшавянок", так и кораблей типа "Лада". Головная "Лада", "Санкт-Петербург", успешно завершила программу опытной эксплуатации, соответствующий итоговый акт утвержден ВМФ. С того момента, как Военно-морской флот сформировал дополнительные требования к улучшенному проекту "Лады", мы существенно продвинулись вперед. Не обо всем можно говорить, это прерогатива заказчика. Если лодки проекта 636 из-за малошумности называют "черной дырой", то "Лада", образно говоря, чернее "черной дыры". Как известно, Министерство обороны РФ законтрактовало серию этих кораблей. Что касается дальнейшего развития проекта, мы представили госзаказчику свои проработки.
– На каком этапе находится разработка воздухонезависимой (анаэробной) энергетической установки (ВНЭУ)?
– По ВНЭУ полностью развернут фронт работ, действует контракт с государственным заказчиком. Мы создаем ВНЭУ таким образом, чтобы она подходила и для существующих, и для перспективных проектов неатомных подводных лодок.
– Японцы уже заявили о создании неатомной подлодки с оснащением ее литий-ионной батареей. Для нас это актуально?
– С технической точки зрения применение литий-ионной батареи – это один из вариантов для подводных лодок. Впрочем, у нее есть как свои плюсы, так и минусы. Что касается "Рубина", мы создаем ВНЭУ, но также работаем и в других направлениях.
– Еще лет пять тому назад было заявлено о создании неатомной подводной лодки пятого поколения. Сейчас про это все забыли, или вопрос еще актуален?
–"Рубин" представил Военно-морскому флоту несколько вариантов. Решение за госзаказчиком.