Никто точно не знает, как потопить современный авианосец. Теоретические расчеты и компьютерное моделирование по итогам военно-морских учений в целом имеют, возможно, верное, но далеко не полное решение этой сложнейшей военно-технической задачи. Между тем опыт Второй мировой войны подсказывает, что авианосец в принципе потопить можно, как и любой другой корабль или подводную лодку. Например, Британия за годы войны потеряла 7 авианосцев, США — 13 (один был восстановлен только после войны), Япония — 29!
Несмотря на совершенствование палубных самолетов и корабельной ПВО, а также тактических приемов обеспечения боевой устойчивости «плавучих аэродромов», они остаются не менее уязвимыми, чем наземные. Более того, с развитием атомной энергетики, они представляют теоретическую угрозу не только противнику, но и собственным силам боевого охранения. Попадание вражеской ракеты в корабельный арсенал с ядерным оружием или в атомную энергетическую установку повлечет тяжелые последствия для всей авианосной ударной группы (АУГ). Хотя вероятность поражения атомной энергоустановки или ядерного арсенала чрезвычайно мала, такую ситуацию нельзя полностью исключить.
Уникальный случай с «Форрестолом»
При всем уважении к военному искусству, практический опыт порой опровергает самые выверенные выкладки военных ученых и убеждает, что даже одной авиационной ракеты в неядерном снаряжении может хватить для того, чтобы вывести из боевого состава на много месяцев самый большой корабль.
Именно такой случай произошел 29 июля 1967 года. В тот день на палубе авианосца Forrestal с истребителя-бомбардировщика F-4 Phantom II, готовящегося к боевому вылету, произошел самопроизвольный пуск 127-мм неуправляемого реактивного снаряд Mk32 «Zuni». Ракета попала в подвесной топливный бак под крылом готовившегося к взлету штурмовика A-4 Skyhawk. Снаряд не взорвался, однако бак сорвало с крыла, выплеснувшееся топливо JP-5 воспламенилось. От перегрева начали взрываться топливные баки других самолетов.
Пламя распространилось по палубе. Через полторы минуты взорвалась бомба AN-M65, сорвавшаяся с подвески одного из самолетов. Осколки пробили топливные баки еще двух стоявших рядом самолетов. Всего на палубе взорвалось девять бомб, из них восемь 454-килограммовых AN-M65. Бомбы пробили в бронированной палубе отверстия, через которые горящее топливо потекло в жилые помещения и на палубу авиационного ангара.
Пожар на полетной палубе локализовали через 1 час 25 минут, а во внутренних помещениях — через 2 часа 52 минуты. На полное тушение пожара ушло чуть больше 17 часов. В огне погибли более двух десятков самолетов: 7 истребителей-бомбардировщиков F-4 Phantom II, 11 штурмовиков A-4E Skyhawk и 3 сверхзвуковых самолета-разведчика RA-5C Vigilante.
Forrestal отправили в ремонт на верфь Norfolk Naval Shipyard. Спустя восемь месяцев авианосец вернулся в боевой строй и прослужил еще 26 лет.
Вывод напрашивается сам собой: попадание в полетную палубу девяти авиабомб может вывести корабль из строя, но не утопить.