Это единственная в мире проект подводных спасательных кораблей. Никто в мире не пытался даже строить нечто подобное. Всего по проекту было построено 2 корабля. Прослужили они до середины 90-х годов и в начале 2000-х были порезаны на металл.
Основные ТТХ:
- Водоизмещение - надводное – 3950 т./подводное – 5100 т.
- Длина наибольшая (по КВЛ) – 106 м.
- Ширина корпуса наиб. – 9,7 м.
- Скорость (надводная) – 15 уз.
- Скорость (подводная) – 11,5 уз.
- Глубина погружения – 300 м.
- Автономность плавания – 45 сут.
- Дальность плавания - 5000 миль на 13 узлах, 60 часов непрерывного погружения.
- Экипаж – 94 человек (в том числе 17 офицеров, 21 водолаз, 8 пилотов СГА)
По замыслу разработчиков подводная лодка являлась наилучшим средством которое могло обеспечить работу водолазов в непосредственной близости от места аварии. Подводная лодка не зависит от погоды, может подойти максимально близко к месту аварии, поэтому водолазам не нужно тратить драгоценное время на спуск и подъем.
По заданию, разрабатываемые корабли должны были выполнять следующие задачи:
- поиск аварийной подводной лодки самостоятельно и совместно с другими поисковыми силами на глубине до 280 метров,
- поиск аварийной подводной лодки при помощи СГА проекта 1837 на глубине до 500 метров,
- обследование аварийной подводной лодки при помощи водолазов на глубине до 200 метров,
- эвакуация экипажа авариной подводной лодки с глубины до 120 метров при помощи водолазов,
- эвакуация экипажа авариной подводной лодки с глубины до 500 метров при помощи СГА проекта 1837,
- поиск затонувших самолётов, торпед, ракет на глубине до 500 метров при помощи СГА проекта 1837 (или аналогичных аппаратов проекта 1839),
- подача шумовых, визуальных и радиосигналов о месте обнаружения аварийной подводной лодки,
- установление связи с экипажем аварийной подводной лодки при помощи оборудования лодки и водолазов, обеспечение жизнедеятельности терпящих бедствие подводников до эвакуации,
- оказание медицинской помощи водолазам и эвакуированным морякам, в том числе проведение декомпрессии,
- обеспечение испытаний новых образцов аварийно-спасательных средств,
- обеспечение подводных водолазных работ на глубине до 200 метров, а также на глубине до 300 метров с применением метода длительного пребывания водолазов в среде высокого давления,
- иметь возможность буксировать аварийную подводную лодку в надводном положении.
Лодка имела двухкорпусную конструкцию с большим запасом плавучести 29%. Прочный корпус делился на 8 отсеков. Так как лодка была дизельная и большую часть похода должна была проводить в надводном положении носовая оконечность у лодки была штевневая. Там же, в носовой оконечности, размещалась антенна ГАК. За ограждением прочной рубки находится высокий банкет с местами для размещения двух спасательных глубоководных аппаратов и защиты их от волнения моря вплоть до 8 баллов.
Энергетическая установка включала в себя 2 дизеля 1Д43 по 4000 л. с. и два электромотора ПГ-141 по 3550 л. с. На корабле устанавливалось 4 группы аккумуляторных батарей. В носовой и кормовой оконечности корабля располагались двигатели лагового перемещения, проще говоря "подрульки".
Четвертый отсек лодки был полностью занят водолазным комплексом в отсеке находилось поисковое, водолазное и медицинское оборудование. На днище лодки располагались видеокамеры при помощи которых можно было следить за работой водолазов и ходом спасательной операции. Лодка имела мощные якоря они обеспечивали возможность постановки на якорь на глубинах до 500м. в 200-300 метрах от дна при течении до 2 узлов.