Эти подводные аппараты стали первым поколением подводных аппаратов специального назначения. Разработка началась в 1956г. в конструкторском бюро "Малахит". Постройка первой станции АС-13 началась в 1977г. всего было построено 3 глубоководных аппарата данного проекта.
Основные ТТХ:
- Экипаж — 8−12 человек,
- Длина — 69 м,
- Ширина — 7 м,
- Осадка — 5,2 м,
- Водоизмещение надводное — 1390 т,
- Водоизмещение подводное — 2000 т,
- Скорость надводная — 10 уз.,
- Скорость подводная максимальная — нет данных,
- Глубина погружения — 700 м (по западным данным, в большинстве источников указано — до 1000 м),
Конструкция.
Корпус лодки выполнен полностью из титановых сплавов. Корабль имеет 2-х корпусную конструкцию. Корабль оснащен двумя тандемно расположенными прочными корпусами. В кормовом прочном корпусе расположен реактор и вся энергетическая установка. Судя по тому факту, что в подводном положении попасть в отсек нельзя то можно судить о высочайшей степени автоматизации энергетической установи корабля. Очень вероятно что обслуживание энергетической установки происходит только в условиях базы.
Лодка оснащена четырьмя выдвижными лапами, благодаря этому может лечь на грунт и находится там какое-то время.
Энергетическая установка состоит из водо-водяного реактора, и двух турбогенераторов общей номинальной мощностью 10000 л. с. Винт вращает гребной электродвигатель. Особенностью корабля является то что на корпусе, под специальными крышками расположено минимум 6 выдвижных подруливающих колонок. (как на фото ниже)
Основной задачей таких аппаратов является разведка и транспортировка боевых пловцов, параллельно они, конечно, занимаются научной деятельностью но основная деятельность покрыта завесой тайны. Известно, что эти лодки неоднократно замечены в районе падения самолетов нато в океан.
Вооружения лодка не имеет но для выполнения тайных задач корабль оборудован спец средствами:
- Эхолот.
- Телевизионная наблюдательная система.
- ГАС бокового обзора.
- Магнитометр.
- Спутниковая система навигации.
- Высокочастотный профилограф.
- Фотоаппаратура для съемки глубоководных объектов.
- Роботизированный манипулятор с дистанционным управлением,
- Система отбора проб воды,
- Барокамера для водолазов и система выхода водолазов на грунт.
Заключение.
По некоторым данным в строю осталось 2 лодки Эти лодки стали предшественниками еще нескольких "научных" подводных аппаратов ВМФ. Последним построенным представителем подводных лодок спец. назначения стал более знаменитый "Лошарик".