20 января 2022 года в Тель-Авиве германское судостроительное объединение thyssenkrupp Marine Systems (TKMS, в составе концерна thyssenkrupp AG) подписало соглашение с министерством обороны Израиля на проектирование и строительство трех новых неатомных подводных лодок для военно-морских сил Израиля. Стоимость контракта официально не объявлена, но, по сообщениям, составляет 3,1 млрд евро, при этом правительство Германии утвердило выделение 625 млн евро для частичного финансирования контракта.
Рендерное изображение проекта новой большой неатомной подводной лодки типа Dakar для ВМС Израиля (с) thyssenkrupp Marine Systems (TKMS)
Рендерное изображение проекта новой большой неатомной подводной лодки типа Dakar для ВМС Израиля (с) thyssenkrupp Marine Systems (TKMS)
Данные новые три лодки получили в ВМС Израиля название тип Dakar (в честь израильской подводной лодки, погибшей в результате аварии в 1968 году) и, как заявлено TKMS, "будут иметь совершенно новую конструкцию, которая должна быть специально разработана для выполнения оперативных требований ВМС Израиля". То есть они формально не будут модификацией шести построенных ВМС Израиля неатомных подводных лодок типа Dolphin. Распространенное TKMS первое рендерное изображение проекта подводной лодки типа Dakar демонстрирует обводы корпуса, схожие с обводами неатомной подводной лодки проекта 212CD для ВМС Германии и Норвегии.
ВМС Израиля определили постоянный состав своего подводного флота в шесть больших неатомных подводных лодок. Три первые большие дизель-электрические подводные лодки типа Dolphin (Dolphin, Leviathan и Tekumah) специального экспортного проекта IKL800 были построены для Израиля на германской верфи Nordseewerke Emden GmbH в Эмдене (закрытой в 2010 году) и введены в строй в 1999-2000 годах. При этом германское правительство по соглашению 1991 года оплатило 85% стоимости их строительства.
В 2006 году Израиль заказал объединению TKMS две модифицированные лодки типа Dolphin 2 увеличенного размера с воздухонезависимой энергетической установкой германского типа на топливных элементах типа Siemens, аналогичную установленной на германских неатомных подводных лодках проекта 212А. Лодки Tanin и Rahav строились на верфи Howaldtswerke-Deutsche Werft (HDW, в составе TKMS с 2005 года) в Киле и были введены в состав израильского флота в 2014-2016 годах. Из общей стоимости их постройки 1,3 млрд евро правительство Германии покрыло 375 млн евро.
В 2011 году Израилем была заказана TKMS третья лодка типа Dolphin 2 (Tanin) с названием Drakon, строящуюся в Киле по доработанному проекту и планируемую к сдаче в 2023 году. Стоимость постройки лодки, с учетом модернизации, составляет около 840 млн евро, из которых правительство Германии выделило 135 млн евро. При полном подводном водоизмещении 2400 тонн (по ряду сообщений, 2500 тонн для Drakon) лодки типа Dolphin 2 (Tanin) являются самыми большими подводными лодками, построенными в Германии после Второй мировой войны.
Главным отличием строящейся сейчас для Израиля подводной лодки Drakon является наличие встроенного в середину прочного корпуса разработанного TKMS модуля VMPL (Vertical Multi-Purpose Lock) длиной около 2 метров, который предназначен для размещения там подводных аппаратов, шлюзовой камеры для боевых пловцов или вертикальных пусковых установок для ракет. Считается, что на трех заказанных теперь лодках типа Dakar будет также установлен модуль VMPL.
Заказанные теперь три новые подводные лодки типа Dakar должны заменить в составе ВМС Израиля три первые лодки типа Dolphin. Головная лодка нового типа должна прибыть в Израиль в 2031 году, когда возраст лодок типа Dolphin превысит 30 лет.
Cообщается, что одновременно с подписанием контракта на постройку трех подводных лодок, TKMS подписало с Управлением промышленного развития министерства экономики и промышленности Израиля рамочное соглашение об оффсетных обязательствах TKMS на взаимозакупки у израильских компаний на сумму более чем 850 млн евро.