Между прочим, в этом, одном из крупнейших военных флотов мира, наши корабли по количеству занимают почётное второе место. А первое - собственно индийской постройки. Если учесть, что индийцы самостоятельно строят атомные подводные лодки с баллистическими ракетами и авианосец, - с судостроительной промышленностью и компетенциями у них всё в порядке.
Давайте с подводных лодок и начнём. Надо знать, что вообще ПЛ появились в Индии лет на 10 позже авианосцев, вот такая загогулина, понимаешь. А дело в том, что англичане свои старые авианосцы продавать в Индию соглашались, а вот подводные лодки - ни в какую. Тогда индусы плюнули и в 1965 году подписали контракт с СССР на поставку подлодок 641 проекта. Всего в 1967–1974 годах индийские ВМС получили 8 лодок проектов И-641 и И-641К. И уже через час после начала индо-пакистанской войны 1971 года первый пакистанский транспорт был такой лодкой потоплен.
Но изначально Индия хотела производить вооружения самостоятельно, чтобы ни от кого не зависеть. Поэтому уже начиная со второй, все эти лодки проходили ремонт в Индии. Местные инженеры и рабочие набирались опыта. Но время шло, последняя из этих лодок была списана в 2010 году. Одна из них стала музеем
А что, друзья-подводники, напишете, что это изображено на снимке и где расположено?
На замену "Фокстротам" индийцы заказали 4 лодки в Германии, причём две последние должны были строиться в Индии. Параллельно были заказаны и построены в СССР, а позже в России 10 "Варшавянок"
Тут, как всегда, интересный момент - последняя из них имела на вооружении Club-S (экспортный вариант комплекса «Калибр-ПЛ») в то время, как лодки в нашем флоте "Калибров" на вооружении ещё не имели. Конечно, обычно экспортные варианты имеют характеристики ниже, чем для своего флота, но что было, то было. Об этом пишет Александр Митрофанов, автор нескольких книг и ряда статей по истории флота и политическим вопросам.
Средние ремонты производились только в нашей стране и в ходе них все индийские лодки получили такие комплексы. При эксплуатации не обошлось и без происшествий. 14 августа 2013 года на лодке INS Sindhurakshak произошли два взрыва, лодка получила тяжёлые повреждения и затонула. Позже её подняли, но восстанавливать не стали. Вообще, она была довольно несчастливая. До этого налетала на причал, рыбацкое судно, билась о песчаную подводную дюну, в 2010 году на ней произошёл первый взрыв, один человек погиб.
В этом году ВМС Индии выводят из эксплуатации первую подводную лодку этого класса INS Sindhudhvaj. Вот она на снимке:
Ещё одна такая лодка была передана ВМС Мьянмы в прошлом году. Заменяться они будут лодками, построенными в Индии, пока по французскому проекту.
Однако негоже было стране, уже проводившей испытания ядерного оружия, не иметь атомных подводных лодок. У индусов хватило бы рупий купить такую лодку, да кто же её вам продаст? К тому же существовали международные договорённости о нераспространении расщепляющихся материалов. Правда, Израилю и Пакистану это не помешало заиметь атомное оружие, но Индия была слишком "розовой" в глазах обладателей технологий строительства атомных субмарин.
А ведь есть большой друг индийского народа - СССР. И чтобы обойти все эти договорённости и избегнуть скандалов, лодку можно просто сдать в аренду, а ядерную установку будут эксплуатировать советские специалисты. Советско-индийские переговоры завершились решением о передаче Индии в аренду на три года атомной подводной лодки К-43 проекта 670. Это была многоцелевая субмарина, вот она уже под индийским флагом
Назвали её "Чакра". Только в этом случае чакра не психоэнергетический центр в теле человека, а чудесное оружие бога Вишну. Его изображают обычно на указательном пальце правой задней руки божества
Это кольцо с зазубренными краями, метательное оружие, применявшееся и людьми. Чакры приводили во вращательное движение вокруг указательного пальца руки и бросали в неприятеля. Оружие могло метаться на расстояние до 50 метров и сильно ранить людей.
Подготовка к передаче началась в 1982 году, в 1984-м началось обучение индийского экипажа. Процесс шел с перерывами в основном по политическим причинам. И только 5 января 1988 года над ней был поднят индийский флаг. На снимке лодка в том же году на учениях совместно с авианосцем "Вираат", бывшим британским "Гермесом":
Вместе с лодкой в Индию в качестве инструкторов отправились с семьями и 30 офицеров и мичманов Тихоокеанского и Северного флотов и два военных переводчика. По условиям контракта, на «Чакре» как в море, так и в базе круглосуточно несли вахту в центральном посту, на КП ракетной боевой части и на посту управления главной энергетической установкой советские инструкторы. Они же обслуживали и ядерный реактор корабля – индийцы к этому не допускались.
Под индийским флагом лодка прошла более 72 тыс. миль, ядерный реактор отработал 430 суток, было выполнено пять ракетных стрельб и 42 торпедные. Были и аварийные случаи, в результате технических неисправностей срабатывала защита реактора, лодка проваливалась на критическую глубину, но каждый раз удавалось всплыть.
В 1991гду срок аренды закончился, индийцы очень хотели продлить его, ведь на лодке ковались кадры будущего индийского атомного флота. Однако все мы помним, что это было за время. Под давлением США наша страна продлевать контракт отказалась. Лодка вернулась на родину, в 1992 году её вывели из состава флота, а после и просто порезали. А ведь могла продолжать приносить многие миллионы долларов в казну государства.
Но времена изменились. После 2000-го года было подписано соглашение об аренде следующей лодки, проекта 971И. Субмарина была спущена на воду в 2006-м, прошла цикл испытаний (в ходе испытаний 8 ноября 2008 года на лодке произошло нештатное срабатывание системы пожаротушения, приведшее к гибели 20 человек), и наконец передана Индии в 2012 году в аренду на 10 лет. Тоже была названа "Чакра" и тот же тактический номер S-71. Индия хотела арендовать и вторую лодку, но не срослось.
Лодка имеет несколько отличающийся от остальных субмарин проекта 971 состав вооружения — в частности, на ней нет «тяжелых» 650 мм торпедных аппаратов. Восемь 533 мм торпедных труб могут использоваться как для пуска торпед и постановки мин, так и для запуска крылатых ракет комплекса «Клаб» — экспортная версия «Калибра», отличающаяся урезанной до 300 км максимальной дальностью полета.
Экипаж второй «Чакры» уже был полностью индийским. Первые годы службы лодка эксплуатировалась весьма интенсивно. Этому в немалой степени способствовало оперативное устранение российской стороной всех неполадок согласно условиям пятилетней гарантии.
В июне 2021-го появилась информация, что Индия решила прекратить аренду «Чакры» – почти на семь месяцев раньше срока. Скорее всего, решение вызвано неудовлетворительным техническим состоянием АПЛ, которая не прошла положенного каждые 6 лет среднего ремонта.
Этот снимок сделан в июне в Сингапурском проливе. "Чакра" в сопровождении индийского и российского военных кораблей направляется во Владивосток
Индийский ресурс NDTV (Телевидение Нью-Дели) пишет, что аренда в течение 10 лет обошлась Индии около 2 млрд. долларов. Но ещё в марте 2019 года было подписано соглашение о десятилетней аренде новой подводной лодки, поставка которой ожидается к 2025 году. Предполагается, что это будет однотипная "Самара", хотя есть и другие претенденты. "Самара" - это та самая лодка, командир которой капитан 1 ранга Щурий в знаменитом видеоролике три минуты подряд кроет отборным матом начальника политотдела за то, что тот проявил нечуткость к экипажу лодки.
Это будет "Чакра" - 3. Лодка подвергнется существенной модернизации, всё вместе с 10-летней арендой обойдётся Индии в 3,2 млрд. долларов. По-моему, овчинка стоит выделки.
Но индийцы тоже не дремлют. Они построили уже две собственные атомные лодки с баллистическими ракетами индийского производства и строят ещё две. Кадры теперь у них есть, одних адмиралов из прошедших службу на наших лодках офицеров у них 8 человек.