Ракетные атомные подводные лодки Китая
Первая китайская ракетная атомная лодка специальной постройки была заложена в 1978 году в Хулудао. В апреле 1981 года она была спущена на воду и получила название «Чанг Ченг» («Chang Zheng») тип 092 «Ся». После всесторонних испытаний лишь в 1987 году она была включена в боевой состав флота*. По своей компоновке и внешнему виду китайская субмарина сильно напоминает советские ракетные лодки проекта 667Б «Мурена». ПЛ проекта 092 имеет полуторакорпусную конструкцию с одним валом и развитой надстройкой. В районе ракетного отсека прочный корпус имеет цилиндрическую форму. Главная энергетическая установка АПЛ ядерная с одним водо-водяным реактором мощностью 90 МВт. Подводная лодка имеет один вал с малошумным винтом и полное электродвижение. Она оснащена баллистическими ракетами (МБР) подводного старта средней дальности «Цзюйлан-1». Подводной лодке «Ся» после принятия в строй ВМС КНР был присвоен индивидуальный бортовой номер 406. Водоизмещение – 8128 т, основные размерения – 120 х 10 х 8 м, скорость в подводном положении 22 узла. Глубина погружения 300 м, экипаж 140 человек. Вооружение: торпедные аппараты – 6 х 533 мм; баллистические ракеты – 12 «Цзюйлан-1» (Julang-1).
* Официально морские силы КНР называются — Военно-морской флот Народно-освободительной армии – один из видов вооруженных сил Народно-освободительной армии Китайской Народной Республики. Насчитывают около 250 000 человек и организованы в три флота: Флот Северного Моря со штабом в Циндао, Флот Восточного Моря со штабом в Нинбо, и Флот Южного Моря со штабом в Чжаньцзян. Каждый флот включает в себя надводные корабли, подводные лодки, военно-морскую авиацию и подразделения береговой обороны. Флот Южного моря имеет в своем составе две бригады морской пехоты.
По своим тактико-техническим характеристикам «Ся» близка к американской субмарине «Дж. Вашингтон». Но китайский ракетоносец несет только 12 ракет и был построен почти на 30 лет позже, когда лодки с такими характеристиками уже безнадежно морально устарели. В конструкции китайского ракетоносца заметна ориентация на проекты первых французских ПЛАРБ, что видно по обводам корпуса, энергетической установке, использованному движителю, расположению систем оружия. Это не случай, а результат официального и неофициального сотрудничества кораблестроительных фирм двух стран.
Тяжело шла и разработка ракеты. Первый ее пуск с подводного стенда состоялся 30 апреля 1982 года в Желтом море возле Хулудао. Второй запуск с морской установки на основе модифицированной советской подлодки проекта 629А № 208 из надводного положения состоялся 12 октября 1982 года, он был удачным. Подводная лодка № 208 была заложена в 1960 году на ССЗ № 199 в Комсомольске-на-Амуре под заводским номером 138 для ВМС КНР. После постройки, была частями перевезена в Китай, собрана и спущена на воду, а в конце 1962 года вошла в состав ВМС КНР. В начале 1980 годов была переоборудована для испытаний ракеты «Цзюйлан-1». Лодка погибла 21 января 1983 года, вместе с экипажем и группой инженеров-ракетчиков во время одного из выходов в море для испытаний «Цзюйлан-1». В качестве возможной причины гибели часто называют столкновение в Южно-китайском море с советской атомной подводной лодкой К-10 проекта 675.
Первый пуск ракеты «Julang-1» с ПЛАРБ «Ся» («Xia») состоялся в 1985 году, но был неудачным. Успешный пуск с ПЛ был произведен только 27 сентября 1988 года. В 1988 году ракета была принята на вооружение. Старт ракеты производится из подводного положения с глубины до 25 м. ТТХ ракеты: длина – 10,7 м, диаметр – 1,4 м, стартовая масса – 14 700 кг, дальность — 1700 км. Боевая часть: моноблочная, ядерная, мощность ~200—300 кт. Руководством проекта «Цзюйлан-1» было принято решение об использовании т.н. «холодного старта» – минометного старта ракеты с использованием аккумулятора давления. Для того чтобы проверить механизм подводного старта, несколько сотен раз провели моделирование в бассейне процесса пуска с использованием масштабных макетов ракеты. В октябре 1972 года, был успешно выполнен бросковый пуск полноразмерного макета с подводной лодки проекта 031 – дизель-электрической подводной лодки, имеющий бортовой номер «200». Такой бортовой номер получила подводная лодка построенная на китайском судостроительном заводе в Даляне (бывший Дальний) по чертежам и документации на ПЛ советского проекта 629 с комплексом Д-1 и ракетами Р-11ФМ, переданным из ЦКБ-16 китайской стороне в соответствии с постановлением Правительства СССР от 9 января 1959 года. Закладка лодки состоялась осенью 1960 года. Во время ее постройки широко использовались конструкции, изготовленные на ССЗ № 202, а также оборудование и механизмы с К-139. Постройка китайской лодки завершилась в конце 1961 года. В 1982 году ее переоборудовали для испытаний «Цзюйлан-1», а позднее и «Цзюйлан-2».
Постройка подлодки «Ся» (с французской помощью), а равно и доработка ракет стоили китайцам очень больших усилий и затрат, приведших, в общем, к весьма скромному результату. Сама ПЛАРБ из-за разного рода неполадок на борту большей частью простаивает в базе, а ее ракетное оружие соответствует по техническому уровню американским БРПЛ «Поларис А-1» образца 1959 года. Из-за незначительной дальности стрельбы ракет – 1700 км (что даже меньше, чем у первых «Поларисов») – этот китайский стратегический атомный подводный ракетоносец представляет угрозу только для сопредельных КНР стран. Несмотря на то, что по всем статьям ПЛАРБ данного типа уступает аналогичным лодкам стран «ядерного клуба», ее ввод в строй ознаменовал создание морского компонента триады стратегических ядерных сил Китая, хотя она не провела ни одной боевой службы в качестве ПЛАРБ, и весь период эксплуатации, не покидала внутренних китайских вод. Таким образом, ПЛАРБ «Ся» можно расценивать как оружие, находящееся в опытно-экспериментальной эксплуатации, не могущее полноценно участвовать в ядерном сдерживании в силу своих слабых тактических и технических характеристик. Вторая ПЛАРБ тип 092 по некоторым данным была начата строительством и спущена на воду в 1983 году, однако состояние этого корабля на сегодняшний день неизвестно, ясно одно – он не находится в боевом составе флота. По неофициальным сведениям лодка погибла в 1985 году в результате аварии. Пекин хранит по этому вопросу ледяное молчание.
Дальнейшие планы КНР по развитию морской составляющей Стратегических ядерных сил (СЯС) предусматривали строительство 4–6 субмарин, каждая из которых должна иметь 16 пусковых установок для новых ракет, в будущем, возможно, с РГЧ ИН. В рамках этого плана подлодки типа 094 «Цзинь» («JIN») разрабатывались в Китае взамен устаревших и ненадежных ракетоносцев типа 092 «Ся». Строительство головного корабля было начато в 1999 году, окончание строительства всей серии было намечено на 2010 год.
В 2004 году, как утверждают некоторые источники, начались ходовые испытания первой из четырех новых атомных ракетных субмарин, 094-го типа «Дацынгуй» (лодка получила бортовой номер 409), с межконтинентальными баллистическими ракетами подводного старта JL-2 («Цзюйлан-2»), которые способны наносить удары по континентальной территории США при нахождении носителя вблизи китайского побережья. По данным американской разведки, подводные лодки типа 094 несут по 12 баллистических ракет типа JL-2 с дальностью действия порядка 8000 км. Данные ракеты, якобы, являются подводным вариантом новейших китайских стратегических ракет наземного базирования DF-31. Российские специалисты полагают, что JL-2 — отдельная разработка: трехступенчатая DF-31 слишком тяжела и велика для размещения в ракетных шахтах подводного крейсера.
Впервые подлодка типа 094 была сфотографирована частным спутником «Quickbird» в конце 2006 года во время стоянки на базе Сяопиндао близ Даляня (Желтое море). Водоизмещение – 8000/11500 т, длина – 133 м, ширина – 13 м, скорость – 26 узлов (подводная), экипаж – 120 человек, глубина погружения – рабочая 300 м, предельная 400 м, автономность плавания – 70 суток, вооружение: 6 ТА калибра 533 мм, 12 БРПЛ JL-2. Но, видимо, доводка этой новой подводной ракетно-ядерной системы у китайцев тоже займет немало времени.
Сами лодки типа «Дацынгуй» и ракеты «Цзюйлан-2» Китаю, по мнению западных экспертов, помогает развертывать Россия. Практически с помощью РФ создана и система обеспечения базирования и боевого управления стратегических подводных ракетно-ядерных сил, включающая систему тылового обеспечения. Россия сама помогает Китаю стать вровень с ней по уровню развития дорогостоящих и весьма наукоемких океанских боевых систем, вместо того чтобы очень и очень выгодно их продавать. Поистине: «простота – хуже воровства». Мы помогли Китаю войти в клуб ведущих морских держав. Вот только самим не отойти бы на задний план на фоне всевозрастающего военного могущества Поднебесной. Чем это обернется для нашей страны в ближайшем будущем, догадаться нетрудно…
Многие эксперты на Западе полагали, что уж теперь китайские ПЛАРБ выйдут на боевое дежурство, но этого не случилось. Оказалось, что у ПЛАРБ тип 094 было также много технических проблем, как и ПЛАРБ тип 092. Притом проблем не только с самой лодкой – три года назад Пентагон выпустил доклад, где говорилось о том, что китайские ПЛАРБ не имеют скрытой системы связи с береговым командным пунктом, в связи с чем НОАК не может выводить лодки в дальнее патрулирование. Чтобы выйти на связь с командным пунктом, китайская ПЛАРБ должна всплыть на поверхность или поднять специальный буй. Такая тактика может привести к быстрому обнаружению лодок, а значит и быстрому их уничтожению силами противолодочной обороны противника.
Есть и другая проблема – политическая. Китай делает упор на развитие наземных стратегических сил. Глава отделения ядерных исследований Федерации американских ученых Ханс Кристенсен (Hans M. Kristensen; р. 1961) говорит: «Если Китай желает создать по-настоящему эффективную подводную стратегическую систему, он должен сделать серьезные коррективы в ядерной политике и практике». Кроме того, новые китайские ПЛАРБ класса «Цзинь» оснащены ракетами JL-2, которые имеют дальность стрельбы всего 7400 км. При использовании этих ракет с относительно защищенных прибрежных районов Китая невозможно поражение целей, находящихся в глубине континентальной части США. Чтобы поразить цели, ПЛАРБ должны выйти в Тихий океан, что непросто с учетом плохой системы связи и высокой степени уязвимости от ПЛО противника. Учитывая вышеприведенные соображения, источники говорят, что Китай далек от создания действительно эффективной подводной стратегической системы. Кристенсен полагает, что китайские ПЛАРБ это больше «проект тщеславия». Китай гораздо проще может получить потенциал для ответного ядерного удара путем наращивания количества мобильных стратегических ракет наземного базирования, которые могут «скрываться на огромной территории страны».
Перспективным проектом китайского флота является создание еще более мощной подлодки тип 096 «Тэнг», вооруженной 24 баллистическими ракетами. Водоизмещение – 16000–20000 т, длина – 150 м, ширина – 20 м, тип – двухкорпусная. Главная энергетическая установка: атомная, два водо-водяных реактора и две паропроизводящие установки. Скорость хода — подводная до 32 узлов, глубина погружения — предельная 600 м, вооружение – 20 или 24 БРПЛ типа JL-2 (или JL-3), 533-мм ТА. Субмарина будет оснащена современными системами звукоизоляции, что делает лодку малошумной (уровень шумов может составлять всего лишь 95-100 ДБ, а у лодки 094 – 115 ДБ). По самым оптимистическим прогнозам к 2030 году китайские СЯС будут состоять из четырех ПЛАРБ Типа 094 с 12 БРПЛ JL-2 и 4—8 ПЛАРБ Типа 096 с 24 БРПЛ JL-3.
Официально точное количество субмарин, которые планирует построить или уже построил Пекин, а также сроки принятия их в состав ВМФ неизвестны. Также остается неясным, к какому флоту будут приписаны подводные корабли. КНР не является участником каких-либо договоров по ограничению и сокращению стратегических вооружений и не обязана предоставлять информацию о своих новых разработках в этой сфере. Можно лишь предположить, что Китай уже построил серию из 4 стратегических лодок тип 094. По другим данным еще в марте 2010 года на воду была спущена 6-я по счету подлодка данного типа. Ясно одно – с окончательным вступлением в строй ПЛАРБ тип 094 и отладки инфраструктуры их базирования КНР будет обладать полноценным стратегическим подводным флотом. По наиболее «популярным» американским данным в составе ВМФ НОАК сегодня числятся пять атомных подводных крейсеров с баллистическими ракетами (1 – тип 092 и 4 – тип 094). В предварительной версии доклада комиссии, подготовленного по заказу Конгресса США, говорится, что ВМС Китая представляют серьезную угрозу для военного баланса в Азиатско-Тихоокеанском регионе, а также могут нарушить целостность американской военной логистической цепи.
Однако, с ракетой у КНР не все благополучно. В 2015 году в ежегодном докладе Пентагона сообщалось, что испытания ракеты JL-2 («Цзюйлан-2») прошли крайне неудачно. Ракета практически провалила заключительную серию испытаний, в связи с чем дату введения в полноценную эксплуатацию лодок типа 094 с JL-2 предсказать, мягко говоря, сложно… Таким образом, китайская программа «Цзюйлан-2» находится в состоянии, аналогичном российской программе «Булава»: носитель для оружия уже готов, а перспективы создания самого оружия остаются неясными. При этом, и РФ, и КНР уже потратили огромные средства на разработку ракет и строительство лодок, КНР к тому же соорудила «с нуля» крупную военно-морскую базу в районе города Санья на острове Хайнань, со всей необходимой инфраструктурой для базирования ПЛАРБ, включая подземные скальные укрытия. Сколько это стоило – просто трудно даже вообразить.
Впрочем, Пекин постепенно снимает гриф полной секретности со своих военных разработках. В частности, прошедший парад у берегов города Циндао – базе Северного флота НОАК – порадовал тем, что наконец-то китайцы показали свои атомные подводные лодки, о которых столько уже говорилось. Показать-то показали, но вот забраться внутрь, конечно же, не позволили.
Автор Юрий Каторин
Источник: