Что за дизельные подводные лодки «Лада» заложены в Санкт-Петербурге?
В Санкт-Петербурге судостроительное предприятие «Адмиралтейские верфи» начало подготовку к закладке сразу двух дизель-электрических подводных лодок, которые станут третьим и четвертым серийными кораблями проекта 677 «Лада». АиФ.ru выяснил, в чем особенности этого проекта.
Строительство идет в рамках государственного контракта на постройку серии субмарин проекта 677 «Лада», который «Адмиралтейские верфи» заключили с Министерством обороны в июне 2019 года. Эти подводные лодки будут строиться по модернизированному проекту с учетом опытной эксплуатации головной подлодки серии «Санкт-Петербург», которая вошла в состав ВМФ в прошлом году. Новые подлодки получат модернизированные системы управления корабельными техническими средствами, электродвижением, обновленный навигационный комплекс. В состав ВМФ новые подлодки войдут в 2025-2027 годах.
Четвертое поколение
Подводные корабли проекта 677 относятся к четвертому поколению неатомных подводных лодок и являются самыми современными и перспективными отечественными неатомными подводными кораблями. Подлодки предназначены для борьбы с подводными и надводными кораблями противника, поражения береговых объектов, постановки минных заграждений, транспортировки подразделений и грузов спецназначения. В 2021 году в боевой состав Северного флота вошла подводная лодка «Санкт-Петербург». «Кронштадт» и «Великие Луки» планируют передать флоту в 2022 году.
Характеристики, вооружение и цена
Лодки проекта 677 «Лада» отличаются очень низким уровнем шумности, высоким уровнем автоматизации и относительно небольшой ценой по сравнению с основными зарубежными аналогами — немецким и франко-испанским проектами, — обладая при этом более мощным вооружением.
По сравнению с лодкой проекта 636 «Варшавянка» надводное водоизмещение снижено почти в 1,3 раза: с 2350 до 1765 тонн. Скорость полного подводного хода увеличена с 18-20 до 21 узла. Численность экипажа уменьшена с 52 до 35 подводников, при этом автономность осталась без изменения: 45 суток. Дальность в подводном положении на 3 узлах — 650 миль. Водоизмещение подводной лодки составляет 1,8 тысячи тонн при длине 66,8 метра и ширине 7,1 метра. Рабочая глубина погружения корабля — 300 метров.
На первых трех лодках проекта устанавливаются классические дизель-электрические установки. На последующих лодках планируется установить воздухонезависимую (анаэробную) энергетическую установку. Новые субмарины должны стать первыми в России с такой системой. Ведется ее разработка, но о ходе этих исследований не сообщается.
Вооружение
Подлодки «Лада» вооружаются комплексами «Калибр-ПЛ» и шестью торпедными аппаратами калибра 533 мм с боезапасом на 18 торпед. Подлодка оснащена автоматизированной системой боевого управления (АСБУ) «Литий».
Особенности конструкции
Подлодки проекта 677 выполнены по полуторакорпусной схеме, когда прочный корпус лишь частично прикрывается легким, заполняемым водой при погружении и воздухом при всплытии. Эта компоновка позволяет несколько уменьшить габариты корабля, повысить его маневренность и уменьшить время погружения.
В конструкции подводных лодок проекта использовано несколько новых технических решений, которые позволяют значительно снизить шумность этих кораблей. Этому способствует новое противогидролокационное покрытие корпуса. Также оборудование, в процессе работы которого могут возникать вибрации, установлено на виброопорах. Кроме того, в составе силовой установки подводной лодки использован многорежимный главный гребной двигатель на постоянных магнитах, в целом работающий тише традиционных асинхронных электромоторов.
История проекта
Подводные лодки «Лада» разрабатывают с восьмидесятых годов прошлого века. Несколько раз проект приостанавливали из-за нехватки финансирования и трудностей во время испытания кораблей. Головную лодку проекта — «Санкт-Петербург» — заложили в 1997 году и спустили на воду в 2004-м. В декабре 2005 года завершился первый этап ходовых испытаний, но дальнейший график был смещён из-за субподрядчиков. Принятие на вооружение планировалось в 2006 году, но позднее было перенесено на декабрь 2007 года, а затем — на май 2010 года. С марта 2009 года лодка проходила этап заводских ходовых испытаний, на ней обкатывались реализованные принципиально новые решения в сферах электродвижения, средств обнаружения и оружия.
В 2010 году «Санкт-Петербург» поступил в опытную эксплуатацию, в ходе которой военные специалисты выявляли недостатки конструкции корабля. Затем проект пытались свернуть, однако «Санкт-Петербург» долгое время оставался в опытной эксплуатации. Только в 2021 году было принято решение о том, чтобы подлодка вошла в боевой состав ВМФ России. В настоящее время «Санкт-Петербург» впервые совершает переход в Средиземное море, прибыв туда вместе с отрядом боевых кораблей Северного флота.
Источник: АиФ.ru