Первая русская боевая подводная лодка «Дельфин» была спроектирована и построена в Санкт-Петербурге, и в 1903 году вошла в состав Балтийского флота.
В 1905 году она участвовала в Русско-Японской войне на Тихом океане, наравне с подлодками «Касатка», «Скат», «Налим», «Сом», «Кета» и «Фельдмаршал граф Шереметьев», построенной на средства семьи Шереметьевых для увековечения памяти своего предка.
Однако День моряка-подводника мы с 1998 года почему-то отмечаем 19 марта. Почему?
Именно в этот день в 1906 году «Государь Император Николай II, Высочайше повелеть соизволил… включить в классификацию корабельного состава флота подводные лодки». Об этом свидетельствует приказ по Морскому ведомству, подписанный лично морским министром адмиралом Алексеем Бирилёвым. В нем, в частности, говорится: «В новый класс боевых кораблей русского флота – подводные лодки – были включены подводные миноносцы «Дельфин» и типа «Касатка» (6 единиц) российской постройки, а также субмарины «Форель», типов «Сом» (7 единиц) и «Осётр» (6 единиц) иностранной постройки».
Вроде и лодки уже были (да и не мало!), вроде и повоевать успели, а всё числились в классе миноносцев.
«Непорядок!» - решили в Главном Морском штабе и пошёл морской министр к государю-императору с докладом. Подумал-подумал государьимператор и молвил: «Соизволяю!»
Вот и празднуем День моряка-подводника 19 марта. Не от первой победы, не от вступления в строй первой боевой подлодки «Дельфин», а от соизволения. Зато есть инициатива – установить памятник императору Николаю Второму - «основателю Подводного флота России»
Ни много ни мало. Вот такая история.