7 апреля 1989 года стало трагической датой. С той поры в этот день ежегодно проходит минута молчания, все корабли военно-морского флота приспускают теперь уже Андреевский флаг, на всех соединениях подводных лодок в течение минуты подаётся сигнал тифоном.
Официально День памяти установлен Приказом ГК ВМФ от 19 декабря 1995 года в память о 42 погибших в этот день на АПЛ «К-278» "Комсомолец".
Традиционно в Николо-Богоявленском Морском соборе Петербурга собираются тысячи подводников, их родные и близкие. В 12.00 будут отслужены панихиды "по воинам, в море погибшим".
Вот какие воспоминания удалось мне собрать об участниках трагедии на «Комсомольце» в разное время.
Мурманск. Аэропорт «Мурмаши» (по новой версии имени Николая Кровавого). Поздней осенью в 1990-го после автономки ехал в отпуск, выделил взглядом на скамейке в зале ожидания старшего лейтенанта, тогда часто случайно встречались однокашники именно там. А здесь — целый питон! Выживший на «Комсомольце».
Рейс задержали до утра. Ходили по барам, видеосалонам. Говорили о службе, о разном. Коньяк плюс эмоции от неожиданной встречи язык развязали.
Что мне врезалось в память из рассказа сослуживца той ночью в аэропорту:
– Когда экипаж эвакуировался и оказался в ледяном море, те, кому повезло, при штормовой погоде в ледяной воде держались за леера спасательного плотика. Из-за малого размера не всем хватало места вокруг. Лейтенанту, командиру отсека уступил место у спасительного леера механик со словами: «Летёха, держись крепко! Я буду держать тебя за плечи!»
Через полчаса летёха почувствовал на своих плечах тяжёлый груз… на всю дальнейшую жизнь. Обернулся и увидел замершего командира БЧ-5, он застыл и с открытыми глазами уходил под воду...
Позже Андрей, с которым служил вместе на одном корпусе в Гремихе, поведал продолжение судьбы лейтенанта из реакторного отсека:
– Этот лейтенант мой тёзка, тоже Андрей – одноклассник по «Дзержинке», общаемся. Почку отморозил после "купания" в Норвежском море... Но самое ужасное то, что оставшихся в живых вели в Североморске после спасения... под дулами автоматов...
Однокашник по Нахимовскому училищу Андрей, выпускник ВВМУ радиоэлектроники им. Попова:
– Наш заместитель командира роты со старшего курса Гоша Сперанский имел слабые лёгкие. Незадолго до выхода приболел, и вместо него был назначен Саня Сухов из сменного экипажа моей роты. Но за пару дней Гоша заявил, что здоров и готов к выходу в море... Держался до последнего, но в какой-то момент слабо улыбнулся, как будто прощаясь, разжал пальцы и отпустил трос плотика, чтобы освободить место другому. Гошу унесло ветром и волнами. Его не нашли. Саня остался жив.
Костя, питон, мой дюжий одноклассник, здоровый, красивый — штурманёнок «Комсомольца» – также умер. Не в Норвежском море, а в Питере. Через несколько лет после аварии сердце не выдержало.
Прошу не судить, не претендую на историческую правду и полноту информации.
Вечная память героям подводникам!
А если что... то слёз не нужно,
Вода морская солона,
Такая вот мужская служба,
Такая в море глубина…