Крейсеру «Аврора» снятся дальние походы
125 лет назад 23 мая (по новому стилю – 4 июня) на судостроительном заводе «Новое Адмиралтейство» в присутствии императора Николая II был заложен, пожалуй, самый знаменитый в истории отечественного флота корабль – крейсер «Аврора». Спустя три года 11 (24) мая 1900 года по команде монарха корабль был спущен на воду. Так что в мае у «Авроры» сразу две знаменательные даты.
История крейсера богата важнейшими событиями. Напомним наиболее значимые из них. В начале XX века – дальние походы, участие в русско-японской, сразу вспоминается Цусимское сражение, и в Первой мировой войнах, переход матросов на сторону восставших в дни Февральской революции: кстати, тогда в ходе беспорядков был убит командир корабля.
В советское время каждый школьник знал, что «Аврора» сыграла важнейшую роль в Октябрьском вооружённом восстании: её холостой выстрел послужил сигналом к началу штурма Зимнего дворца. Однако у историков на этот счёт существуют серьёзные сомнения. Кто-то из специалистов утверждает, что сигнальный выстрел был дан с Петропавловской крепости, а кто-то считает, что его и вообще не было.
В годы Великой Отечественной войны «Авроры» участвовала в обороне Ленинграда. Войну крейсер провёл в Ораниенбауме. Корабль был включён в систему противовоздушной обороны Кронштадта. С первых дней блокады огнём зенитной артиллерии он отражал атаки немецкой авиации. После повреждений, полученных в результате попадания артиллерийских снарядов, корабль был посажен на грунт на ровном киле в Ораниенбаумской гавани.
Весной 1944 года заместитель наркома ВМФ Иван Исаков обратился к первому секретарю Ленинградского обкома партии Андрею Жданову с предложением превратить «Аврору» в корабль-музей и поставить на вечную стоянку на Петроградской набережной, вблизи Нахимовского военно-морского училища. Эта инициатива хорошо вписывалась в проводимую в середине сороковых годов прошлого века политику восстановления связи времён, прерванную Октябрьской революцией. Крейсер отремонтировали и 17 ноября 1948 года поставили на вечную стоянку.
Корабль стал учебной базой для воспитанников Нахимовского училища. Будущие офицеры Военно-Морского флота получали на «Авроре» первичные морские навыки: участвовали в судовых работах, несли службу в корабельных нарядах.
Параллельно на крейсере существовал музей, который в 1956 году получил статус филиала Центрального военно-морского музея. Через пять лет корабль перестал быть учебной базой. Но при этом «Аврора» сохранила статус корабля №1 Военно-Морского флота СССР
1 декабря 2010 года крейсер приказом тогдашнего министра обороны Анатолия Сердюкова был выведен из состава ВМФ и передан на баланс Центрального военно-морского музея. Это вызвало недовольство и в армии, и в обществе. Депутаты петербургского Законодательного Собрания даже направляли письмо товарищу Сердюкову, в котором выражали несогласие с его решением.
Уже вскоре – 6 ноября 2012 года – в России сменился министр обороны. На эту должность был назначен Сергей Шойгу, завоевавший успешной работой во главе МЧС авторитет как в глазах высшего руководства страны, так и рядовых граждан. Новый министр сразу выразил озабоченность судьбой «Авроры». Вот что сказал он, выступая на одном из федеральных каналов:
«Сейчас мы смотрим, а как поставить на ход, чтобы судно могло ходить, а не стоять… Если восстанавливать, то в первозданном виде – с паровыми котлами. Есть ли для этого возможности в современных условиях? Если такие возможности есть, то будем восстанавливать, моё твёрдое убеждение, что у армии, как и у страны, должны быть символы, неприкасаемые, на которые мы должны равняться, ценить и на которых мы должны учиться, в конце концов».
В руководстве «Комсомольской правде», где тогда работал автор этого текста, слова министра поняли не совсем правильно. Перед петербургской редакцией была поставлена задача: в кратчайшие сроки подготовить материал на тему, когда «Аврора» пойдёт в плаванье и что нужно для этого сделать. Вместе с фотокорреспондентом мы побывали на легендарном корабле.
В ходе детального знакомства с крейсером, который, к слову, входит в международный список кораблей-памятников, мы узнали, что на «Авроре» насчитывается 1732, скажем так, исторических экспоната. Причём 70-75 процентов – это подлинники или узлы, изготовленные строго по дореволюционным чертежам в ходе состоявшегося в 1984-1987 годах ремонта: мачты, шлюпбалки, броневые котельные кожуха, радиорубка.
Тем не менее от идеи вывести в море построенный на стыке XIX и XX веков корабль власти вскоре отказались.
«Чтобы поставить “Аврору” на ход, нужно было получить разрешение военной инспекции безопасности мореплавания, – говорит председатель совета Санкт-Петербургского клуба моряков- подводников и ветеранов ВМФ капитан I ранга Игорь Курдин. – А для этого требовалось многое изменить на крейсере: в частности, установить современные средства радиолокации, а также новые спасательные средства. В результате этих масштабных изменений “Аврора” бы утратила исторический облик, по сути, перестала быть “Авророй”».
21 сентября 2014 года крейсер «Аврора» при большом стечении петербуржцев и гостей города был отбуксирован для очередного ремонта в док Кронштадтского морского завода.
В отличие от предыдущего ремонта на этот раз не предусматривалось вмешательство в конструкцию корабля, перестройка его внутренних помещений и надстроек. Были, в частности, освидетельствованы силовые кабель-трассы, заменены электросети, отремонтированы палубы, мачты, катера и шлюпки. «Аврора» получил новейшие системы пожаротушения, водоснабжения и связи.
В кубриках экипажа и в кают-компании был проведён косметический ремонт. Корму украсил новый орденский флаг, разработанный геральдической службой Вооружённых Сил России. Однако советские символы после ремонта тоже остались.
На борту «Авроры» создана новая музейная экспозиция, посвящённая участию крейсера в трёх войнах: русско-японской, Первой мировой и Великой Отечественной.
На вечную стоянку крейсер возвращался в ночь с 15 на 16 июля 2016 года. Все входящие и выходящие из Невы суда пропускали легендарный корабль. График ночного прохождения корабля по Неве был заранее согласован с графиком разводки мостов: Благовещенского, Дворцового и Троицкого.
Встречали «Аврору», как и провожали почти два года назад, большое количество людей. Они фотографировали, аплодировали, кричали «Ура!»: ведь этот корабль уже давно стал одним из символов нашего города.
После завершения ремонта «Аврора» вернулась в состав Военно-Морского флота России как корабль №1. Сегодня экипаж состоит из четырёх офицеров, шести мичманов и восемнадцать матросов срочной службы.
Давид Генкин