Создание К-3 «Ленинский комсомол» стало прорывом в области технологий подводного судостроения. Да, это была не первая атомная подлодка в мире – первой стала американская Nautilus. Но это была, по сути, модернизированная дизельная лодка.
К-3 имела инновационную каплеобразную форму корпуса, на борту было множество систем, которые впервые применялись на подводных лодках. Конечно, К-3 – это первопроходец. Ввод в строй этого корабля можно сравнить только с полетом Юрия Гагарина в космос.
Понятно, что первопроходцам всегда труднее всего. Невозможно предусмотреть все. На лодке случались аварии. Частые неисправности приводили к течам парогенераторов, что вызывало переоблучение людей.
По окончании службы лодки кораблестроители, проектанты и ветераны-подводники прилагали много усилий, чтобы сохранить К-3 для потомков в качестве корабля-музея. Но долго этого сделать не удавалось.
Мы должны сказать огромное спасибо коллективу судоремонтного завода «Нерпа», где долгое время находилась К-3. Изначально лодку готовили к утилизации. Но завод сохранил ее. Это позволило выиграть время и получить решение, что корабль станет музеем.
Потом было много предложений. Сначала «Ленинский комсомол» хотели поставить в Мурманске. Наш клуб и ветераны были против. Там уже стоит советский атомный ледокол «Ленин», но Мурманск – не туристическая Мекка, посетителей немного. Между тем К-3 была спроектирована ленинградским конструкторским бюро «Малахит», поэтому ей самое место в Петербурге, Кронштадте.
Теперь лодка станет главным экспонатом нового Музея военно-морской славы «Острова фортов» в Кронштадте. Это будет самый современный музей, где используются новейшие интерактивные технологии. Огромное количество посетителей смогут увидеть легенду флота. К тому же в музее предусмотрен «модернизационный запас»: это значит, что экспонаты не просто поставили и забыли, экспозиция будет постоянно развиваться и дополняться.
https://spbdnevnik.ru/news/2022-08-29/igor-kudrin-stroitelstvo-k3-sravnimo-s-poletom-v-kosmos