Из открытых источников известно, что в прошлом веке Севмашем было построено и передано ВМФ СССР семь подводных кораблей проекта 667БДРМ. Впоследствии все эти ракетные подводные крейсеры стратегического назначения (РПКСН) проходили обновление на нашем предприятии, и первым из них – К-51 «26 съезд КПСС», в 1999 году переименованный в «Верхотурье». У этого океанского витязя интересная судьба, частично о которой мы сегодня и расскажем.
Спустили подводную лодку на воду в марте 1984 года, приёмный акт был подписан в декабре того же года. Уводил ракетоносец в Заполярье капитан I ранга Г.И. Русаков. В начале марта 1985 года корабль включили в состав Северного флота. У него началась служба.
В 1987 году К-51 первая из этой серии подводных лодок совершила поход на Северный полюс, успешно проведя пуск ракет из высокоширотных районов Ледовитого океана. Позже атомоход нёс боевую службу в Северной Атлантике с 16 баллистическими ракетами на борту, вызывая зависть у натовских мореманов. Экипаж корабля постоянно находился в авангарде флотского соревнования. Три года подряд подводный крейсер объявлялся отличным, а в 1989 году его признали передовым кораблём Северного флота, наградив переходящим знаменем Мурманского обкома КПСС и облисполкома.
За успешное выполнение задач, поставленных командованием ВМФ, три члена экипажа были награждены орденами Красной Звезды, четверо – «За службу Родине в Вооружённых силах СССР», ещё несколько – медалями Ушакова и Нахимова и совсем необычной наградой для военных моряков – медалью «За трудовое отличие».
После распада СССР корабль перестал носить имя «26 съезд КПСС» и в середине 1993 года уже «беспартийным» прибыл для ремонта и модернизации на наше предприятие. Сдаточным подразделением определили цех 15. Ответственным сдатчиком назначили В.И. Пантелеева. Сдаточным механиком – В.М. Григоровича, который и сегодня продолжает трудиться в этом подразделении, его вклад в производственную программу предприятия и укрепление обороноспособности страны оценён высокими государственными наградами.
На заводе до сих пор помнят то беспокойное время – сокращение госзаказа, нищенское финансирование. Ремонт корабля продвигался с большим трудом. Поэтому только в июне 1998 года лодку вывели из цеха 15. Помнится, день 4 июня выдался солнечным, под громкие крики «Ура!» могучий корпус К-51 показался из распашных ворот эллинга. На митинге, посвящённом спуску атомохода на воду, прозвучало: «Несмотря на тяжелейшее финансирование, «Звёздочка» сумела мобилизовать все свои силы для возвращения корабля в строй. Не раз принимались нестандартные решения, помогли огромный опыт заводчан, их желание сохранить за собой марку ведущего предприятия России по ремонту атомных подводных ракетоносцев стратегического назначения».
К сожалению, из-за слабого финансирования со стороны заказчика в конце 1998 года не удалось, как планировалось первоначально, завершить модернизацию, которая продолжалась после выхода лодки из эллинга. Только 19 ноября 1999 года К-51 под новым названием «Верхотурье» отправилась на ходовые испытания в Белое море. Чтобы окончательно сдать К-51 заказчику, в море пришлось выходить трижды.
25 декабря в конференц-зале заводоуправления состоялась церемония подписания приёмо-сдаточного акта РПКСН «Верхотурье». У заводчан и многочисленных гостей было поистине праздничное настроение: «Звёздочка» открыла эру ремонта подводных кораблей проекта 667БДРМ. Присутствовал и генеральный конструктор ЦКБ «Рубин» дважды Герой Социалистического Труда С.Н. Ковалёв. Ветераны предприятия помнят его выступление – эмоциональное, со слезами на глазах. Дав критическую оценку состоянию подводного флота России в то время, Сергей Никитович сказал:
– Важное событие, которое здесь сегодня происходит, невозможно переоценить. Выражаю благодарность коллективу «Звёздочки» за возвращение в строй одного из подводных кораблей проекта 667БДРМ, которые сегодня являются основой морских стратегических сил России. Верю, что и остальные корабли этой серии флот доверит ремонтировать вашему предприятию. Вы умеете хорошо работать.
Слова академика Ковалёва воплотились в жизнь: вся флотилия подводных кораблей серии БДРМ получила и продолжает получать омоложение именно на нашем предприятии.
К слову, 2 февраля исполняется десять лет, как «Звёздочка» после очередного ремонта проводила РПКСН «Верхотурье» к постоянному месту базирования в Заполярье. В активе подводного ракетоносца есть новые достижения в боевой службе, о чём неоднократно сообщалось в журнале ВМФ «Морской сборник» и по центральному телевидению, а на предприятии специалистами организационно-информационного отдела и журналистами информвестника «Трудовая вахта» выпущена книга, посвящённая истории корабля и заводчанам, принимавшим участие в ремонте РПКСН «Верхотурье».
Анатолий ПОПОВ
Выступает академик Сергей Ковалёв. Фото из фонда музея предприятия
https://vdvsn.ru/articles/society/verkhoture-pervenets-bdrm-na-severodvinskoy-zvyezdochke-istoriya-podlodki/