ПАМЯТИ НАТАЛИИ ВЛАДИМИРОВНЫ ДУБРОВИНОЙ - УЧИТЕЛЯ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ НАХИМОВСКОГО УЧИЛИЩА

Дубровина Наталия Владимировна
(28.08.1927-26.04.2023)
С глубоким прискорбием нахимовцы разных годов выпуска и командование Нахимовского военно-морского училища сообщает об уходе из жизни Учителя русского языка и литературы, ветерана училища Наталии Владимировны Дубровиной. Утром 26 апреля 2023 года перестало биться сердце Ветерана Великой Отечественной войны, жителя блокадного Ленинграда – нашего сердечного Друга, ставшего многим из нахимовцев Мамой.
 
Любимый учитель – как им стать? Как влюбить учеников в свой предмет? Как стать тем, к кому юноши, посвятившие свою жизнь делу служения Родине, пойдут со своими бедами и радостями, вопросами и сомнениями? К кому, как не к Маме, которой она стала для нескольких поколений нахимовцев. Свои родители далеко, а здесь всё понимающая, заботливая и требовательная, ласковая и умеющая настоять на своём.
Наталия Владимировна Дубровина – наша Мама, учитель словесности в Ленинградском Нахимовском военно-морском училище. Мы родились уже после окончания ею с отличием филологического факультета Ленинградского университета в 1951 году. И сразу молодому филологу – не учителю – повезло, она познакомилась с Сергеем Васильевичем Полуботко, после собеседования с которым Наталия Дмитриева (фамилия до замужества) стала учителем в Нахимовском училище.
Мы – выпускники 1970 и 1971 годов – считаем себя самыми любимыми её детьми, хотя, конечно, это субъективное мнение. А до нас были питоны выпуска 1958, 1959, 1961, 1963, 1965, 1968 годов и ещё некоторых других, в классах которых молодой педагог временно замещала преподавателей. Зная Наталию Владимировну более 55 лет, можно сказать, что любимчиков у неё не было. Она отдавала все свои знания и любовь к русской словесности всем одинаково, а дальше шла кропотливая работа по углублению вложенных в головы нахимовцев знаний, некоторым и «вбиванию». После наших 22-го и 23-го выпусков были замечательные выпуски 1972, 1973, 1975, 1976, 1977, 1978, 1979, 1981, 1983, 1985, 1987 и 1989 годов. У большинства питонов, учившихся у Наталии Владимировны, остались незабываемые воспоминания об этом замечательном Учителе с большой буквы.
Мы счастливы, что наш Учитель написал книгу «В Нахимовском училище. Лучшие годы». На страницах этого труда нашлось место для воспоминаний о многих её воспитанниках, начиная с 1951 года. Более 38 лет Наталия Владимировна проработала в Ленинградском Нахимовском военно-морском училище и фотографии почти всех её выпускников помещены в первой части книги. Вторая часть называется «Моя блокада». Невозможно без волнения, а где-то и без слёз читать о тяжёлых испытаниях, выпавших на долю жителей Ленинграда, да и всех советских людей.
 
В семье Владимира Ивановича и Веры Михайловны Дмитриевых в Ленинграде 28 августа 1927 года родилась дочь Наташа. Росла, училась, как и все дети. И вот, в её 13 лет грянула война. В день именин 8 сентября 1941 года были взорваны Бадаевские склады. Затем жизнь в блокадном городе – бомбёжки, артобстрелы, с начала зимы 250 граммов хлеба на двоих и ничего больше. Эту порцию хлеба мама умудрялась разделить на 2, а то и 3 части – завтрак, обед и ужин. Потом был обмен вещей, картин, игрушек на дуранду, столярный клей из которого варили студень… Прав Юрий Воронов:
И тридцать лет,
И сорок лет пройдёт,
А нам от той зимы не отогреться,
Нас от неё ничто не оторвёт.
Мы с нею слиты
Памятью и сердцем.
В Новый 1942 год вместе с соседями ели жаркое… из кошки, которую Наталия поймала на лестнице. После войны, вернувшись из эвакуации (в Новосибирск), Вера Михайловна ежедневно покупала и варила рыбу, которой затем кормила большую кошачью семью около подвала дома. Она кормила кошек до самой смерти в 1982 году, пытаясь как-то облегчить для самой себя невольную вину перед кошками, которых съели во время блокады.
Ежедневно Вера Михайловна отправляла Наташу на прогулку за дровами, говоря: «Движение – это жизнь», причём каждый раз задавая новые маршруты. Зимой 1941-42 года мороз доходил до -42 градусов, а ещё отсутствие света и воды, что привело к остановке работы туалетов. Воду брали в Неве, слева от Литейного моста, это была целая драматическая эпопея.
 
Вода (Юрий Воронов)
 
Опять налёт, опять сирены взвыли.
Опять зенитки начали греметь.
И ангел с Петропавловского шпиля
В который раз пытается взлететь.
 
Но неподвижна очередь людская
У проруби, дымящейся во льду.
Там люди воду медленно таскают
У вражеских пилотов на виду.
 
Не думайте, что лезут зря под пули.
Остались - просто силы берегут.
Наполненные вёдра и кастрюли
Привязаны к саням, но люди ждут.
 
Ведь прежде чем по ровному пойдём,
Нам нужно вверх по берегу подняться.
Он страшен, этот тягостный подъём,
Хотя, наверно, весь - шагов пятнадцать.
 
Споткнёшься, и без помощи не встать,
И от саней - вода дорожкой слёзной...
Чтоб воду по пути не расплескать,
Мы молча ждём, пока она замёрзнет...
 
Вспоминая тогдашний пещерный быт, Наталия Владимировна удивлялась – откуда брались силы, и физические, и моральные. Стук метронома в репродукторе, редкие сообщения и выступления Ольги Берггольц, лейтмотивом которых была мысль: «живы, выдержим, победим». Потом Ольга Фёдоровна – «блокадная муза» – приедет на вечер встречи в Нахимовское училище, и наша Наталия Владимировна расскажет ей, как много значили её стихи для ленинградцев.
Весна 1942 года, посчастливилось получить эвакуационное удостоверение. Нерехта Ярославской области. Жители города с плакатами: «Приветствуем ленинградских дистрофиков. На пороге своего 15-летия Наташа выглядела так, что отшатнулась от собственного изображения в зеркале. Новосибирск. Девушка разучилась смеяться. Родные (мама и две тёти) общими усилиями отправили её в кино, но она вернулась, потому что мальчишка из очереди в кассу сказал Наташе: «А ты-то зачем сюда притащилась? Тебе давно на кладбище пора». Новосибирская школа, которую успешно окончила в 1946 году. Возвращение в Ленинград, успешный судебный процесс по возврату комнаты, благодаря сохранённому Верой Михайловной эвакуационному удостоверению. Филфак ЛГУ и Нахимовское училище, в трудовой книжке одна запись о месте работы.
 
Опять война,
Опять блокада, –
А может, нам о них забыть?
 
Я слышу иногда:
«Не надо,
Не надо раны бередить.
Ведь это правда, что устали
Мы от рассказов о войне.
И о блокаде пролистали
Стихов достаточно вполне».
 
И может показаться:
Правы
И убедительны слова.
Но даже если это правда,
Такая правда
Не права!
 
Я не напрасно беспокоюсь,
Чтоб не забылась та война:
Ведь эта память – наша совесть.
Она, как сила, нам нужна.
 
А моя собственная память, как, вероятно, у всех блокадников, чем-то напоминает «неразорвавшийся снаряд».
 
Он может никогда не разорваться,
О нём на время можно позабыть,
Но он в тебе,
И нет для ленинградцев
Сапёров, чтоб снаряд тот разрядить.
Юрий Воронов
 
 
Лучшие годы – так назвала Наталия Владимировна годы работы в Нахимовском училище. После выпуска из ЛНВМУ, курсанты постоянно навещали гостеприимную квартиру Дубровиных на Кирочной улице, дом 3. Сначала беседа с мамой Наталии Владимировны – Верой Михайловной – чёткий доклад: кто, откуда, когда и куда, затем уже беседа с Учителем или рекомендация – когда можно позвонить. После увольнения из Нахимовского училища – жизнь пенсионера – встречи, воспоминания, дача в Дибунах, помощь дочери Татьяне в воспитании собак разных пород. Животные помогали скрашивать дни и давали стимул к движению, памятуя слова мамы «Движение – это жизнь».
Тяжело писать о любимом человеке, ушедшем в тот мир. Вместо слов – слёзы, а так хочется рассказать какой она была замечательной, заботливой, внимательной. Иногда, не смотря в записную книжку, могла сказать, когда и у кого день рождения. К Наталии Владимировне ученики приезжали с жёнами, детьми, рассказывали о жизни, службе, планах, советовались… И всё это теперь мы говорим в прошедшем времени.
Правда, навсегда останется в Нахимовском училище аудитория
имени Наталии Владимировны Дубровиной.
Фото на память с тремя нахимовцами-Героями Российской Федерации на церемонии открытия именной аудитории.
Н.В.Дубровина, А.И.Опарин, В.Л.Хмыров, А.А.Берзин
Тарасов Леонид и весь 14 выпуск ЛНВМУ ВМФ (1962 года) — склонили головы перед удивительной и доброй женщиной, которую мы узнали несколько позже нашего выпуска, но она всё равно была для нас НАШИМ ЧЕЛОВЕКОМ...

Благословенна память Наталии Владимировны! Аркадий Иосфин, ЛНВМУ-1968
Очень тяжёлая утрата! Ушёл прекрасный человек, профессионал своего дела. Царствия Наталии Владимировне небесного! Владимир Фортов, ЛНВМУ-1970
Светлая память Большому и Глубокому Человеку! Вам повезло, что вы были рядом последние годы! Игорь Корнейчук, ЛНВМУ-1970
Грустно, когда такие люди уходят! Николай Дубровин, ЛНВМУ-1970
 
Вечная память этому славному человеку , прекрасной женщине УЧИТЕЛЮ с большой буквы!!!
Они были очень дружны с Нелли Михайловной , свою подругу и родственницу Наталья Владимировна пережила на чуть больше года!!! Юрий Ефимов, ЛНВМУ-1971

Вечная память нашему Учителю Словесности, настоящей Ленинградке! Александр Кузиванов, ЛНВМУ-1971

Ушёл из жизни наш маячок, но остались её воспоминания, её выступления с декламацией стихов, с безупречной памятью, наверное, последний учитель нашей питонской юности, незаурядный учитель. Спасибо Вам за всё, что Вы вкладывали в нас, наших предшественников и последователей по Ленинградскому Нахимовскому военно-морскому училищу: изо дня в день, годами и десятилетиями, дорогая Наталия Владимировна! Константин Королёв, ЛНВМУ-1971
 
Ушёл из жизни чистый, светлый, дорогой человек. Царствие небесное, светлая память! Волкова М.М.
Вечная память! Жаль, что не знал её, как учителя, но знаю, как её любили питоны! Геннадий Толузаков, ЛНВМУ-1977
Очень интеллигентная была. Помню её фразу, что она не может простить Есенину цикл Москва кабацкая… Евгений Юрга, ЛНВМУ-1985
Наши все учителя, несомненно, были очень классные люди! Спасибо им всем!
 
Выражаем глубокие соболезнования родным и близким Наталии Владимировны.
Вечная память нашему дорогому Учителю и Другу!
 
Прощание с Наталией Владимировной Дубровиной состоится большом зале Крематория в субботу 29 апреля 2023 гола в 12.30.
Затем в 14.00 зал «Поминальная трапеза» в здании ресторана «КумКума», 2-й этаж, адрес: Кондратьевский пр. д. 62/1.
 
 
Евг. Евтушенко
 
Людей неинтересных в мире нет.
Их судьбы – как истории планет.
У каждой всё особое, своё,
и нет планет, похожих на неё.
 
А если кто-то незаметно жил
и с этой незаметностью дружил,
он интересен был среди людей
самою незаметностью своей.
 
У каждого – свой тайный личный мир.
Есть в мире этом самый лучший миг.
Есть в мире этом самый страшный час,
но это всё неведомо для нас.
 
И если умирает человек,
с ним умирает первый его снег,
и первый поцелуй, и первый бой...
Всё это забирает он с собой.
 
Да, остаются книги и мосты,
машины и художников холсты,
да, многому остаться суждено,
но что-то ведь уходит всё равно!
 
Уходят люди... Их не возвратить.
Их тайные миры не возродить.
И каждый раз мне хочется опять
от этой невозвратности кричать.
 

 

Фото:
 

Братья -Питоны!
Родственники Натальи Владимировны- дочь и племянница, обратились с просьбой о финансовой помощи. Кто сколько может помогите, пожалуйста!
Карта в Сбере Олега Александровича Горлова
2202 2003 8408 9411,или наличными при встрече на прощании. 

https://flot.com/blog/historyofNVMU/pamyati-natalii-vladimirovny-dubrovinoy-uchitelya-russkogo-yazyka-i-li.php 

 

Вернуться к списку новостей