Рубки подлодок - памятники России.

Рубки подводных лодок - самые "везучие" (после якорей) части кораблей в плане того, чтобы стать памятником или его частью. В нашей стране их установлено 22 шт. целых (10 от атомных, 12 от дизельных ПЛ), 6 в виде фрагментов и еще 5 реплики. Правильно, конечно, говорить "ограждение рубки", т.к. собственно рубка это прочный (т.е. рассчитанный на забортное давление) цилиндрический "стакан", скрытый внутри легкого ограждения. На современных лодках используется также термин "ограждение выдвижных устройств" (ОВУ).

Итак, пойдем по городам России в приблизительно алфавитном порядке.

Ограждения рубок в целом виде:

1. Большой Камень, Приморский край - К-66, проект 659Т, 1961 г.п. На территории судоремонтного завода ДВЗ «Звезда».

 
 
Рубки подводных лодок - самые "везучие" (после якорей) части кораблей в плане того, чтобы стать памятником или его частью. В нашей стране их установлено 22 шт.
 

2. Большой Камень - К-434, проект 667А, 1970 г.п. (карта).

 
 
Рубки подводных лодок - самые "везучие" (после якорей) части кораблей в плане того, чтобы стать памятником или его частью. В нашей стране их установлено 22 шт.-2
 

3. ЗАТО Фокино , бухта Чажма, Приморский край - К-506 "Зеленоград", проект 667БДР "Кальмар", 1978 г.п. (карта)

 
 
Рубки подводных лодок - самые "везучие" (после якорей) части кораблей в плане того, чтобы стать памятником или его частью. В нашей стране их установлено 22 шт.-3
 

4. Вилючинск, Камчатка - Л-11, серия XI (тип Л), 1938 г.п. Памятник в честь однотипной Л-16 (серия XIII), 1938 г.п., погибшей 11 октября 1942г в Тихом океане (торпедирована японской ПЛ I-25 на подходе к Панамскому каналу). (у Дома офицеров флота).

 
 
Рубки подводных лодок - самые "везучие" (после якорей) части кораблей в плане того, чтобы стать памятником или его частью. В нашей стране их установлено 22 шт.-4
 

5. Владивосток, Морское кладбище - С-178, проект 613, 1954 г.п. Памятник на братской могиле экипажа (лодка погибла при столкновении с судном-рефрижератором 21окт1981г у Владивостока).

 
 
Рубки подводных лодок - самые "везучие" (после якорей) части кораблей в плане того, чтобы стать памятником или его частью. В нашей стране их установлено 22 шт.-5
 

6. Владивосток - К-430, проект 667АУ, 1974 г.п. Памятник "Памяти подводников всех поколений" (Экипажная ул., 18, стр. 1).

 
 
Рубки подводных лодок - самые "везучие" (после якорей) части кораблей в плане того, чтобы стать памятником или его частью. В нашей стране их установлено 22 шт.-6
 

7. Владивосток - Л-8, серия XI (тип Л), 1936 г.п. Памятник в честь однотипной Л-19 (серия XIII), 1939 г.п., погибшей в августе 1945г в Японском море. (Малый Улисс, территория 19-й бригады ПЛ ТОФ).

 
 
Рубки подводных лодок - самые "везучие" (после якорей) части кораблей в плане того, чтобы стать памятником или его частью. В нашей стране их установлено 22 шт.-7
 

8. Вологда - Б-402 "Вологда", проект 877 "Палтус", 1984 г.п. В Парке Победы.

 
 
фото: вологда.рф
 

9. Казань - РПКСН К-403 "Казань", проект 667АК, 1971 г.п. В Парке Победы.

 
 
Рубки подводных лодок - самые "везучие" (после якорей) части кораблей в плане того, чтобы стать памятником или его частью. В нашей стране их установлено 22 шт.-9
 

10. Калининград, - "С-357", проект 613, 1955 г.п. Музей Мирового Океана (наб. Петра Великого, 1). Надпись условна, от какой лодки на самом деле эта рубка - неизвестно.

 
 
Рубки подводных лодок - самые "везучие" (после якорей) части кораблей в плане того, чтобы стать памятником или его частью. В нашей стране их установлено 22 шт.-10
 

11. Красавино, Вологодская область - К-423, проект 667АТ "Груша", 1970 г.п. Памятник у школы №15, где учился герой-матрос Сергей Преминин (карта).

 
 
Рубки подводных лодок - самые "везучие" (после якорей) части кораблей в плане того, чтобы стать памятником или его частью. В нашей стране их установлено 22 шт.-11
 

12. Кронштадт - С-362 под псевдонимом С-156 "Комсомолец Казахстана"проект 613, 1957 г.п. (карта).

 
 
Рубки подводных лодок - самые "везучие" (после якорей) части кораблей в плане того, чтобы стать памятником или его частью. В нашей стране их установлено 22 шт.-12
 

13. Московская обл, округ Мытищи, д. Никульское - К-19, проект 658, 1960г.п. Первая советская ПЛАРБ, известна своей тяжелой аварией 24 февраля 1972г.

 
 
Рубка выкуплена бывшим матросом, служившим на этой лодке и установлена как памятник всем погибшим. Под рубкой - имитация корпуса лодки из бетона.
 

14. Мурманская обл., Гремиха - С-51, серия IX-бис (тип С), 1941 г.п. С фрагментами корпуса.

 
 
Рубки подводных лодок - самые "везучие" (после якорей) части кораблей в плане того, чтобы стать памятником или его частью. В нашей стране их установлено 22 шт.-14
 

15. Мурманская обл., Снежногорск - К-452 «Новгород Великий», проект 670М / 06704, 1973 г.п. У проходной СРЗ «Нерпа» (карта).

 
 
Рубки подводных лодок - самые "везучие" (после якорей) части кораблей в плане того, чтобы стать памятником или его частью. В нашей стране их установлено 22 шт.-15
 

16. Мурманская обл., Полярный - Б-319 «Комсомолец Чувашии», проект 641Б, 1981 г.п. Мемориальный комплекс «Морская душа» в честь 70-летия Северного флота (карта).

 
 
Рубки подводных лодок - самые "везучие" (после якорей) части кораблей в плане того, чтобы стать памятником или его частью. В нашей стране их установлено 22 шт.-16
 

17. Нижний Новгород - "Сарган", проект 20120 , экспериментальная недостроенная ПЛ. На территории завода "Красное Сормово" .

 
 
Рубки подводных лодок - самые "везучие" (после якорей) части кораблей в плане того, чтобы стать памятником или его частью. В нашей стране их установлено 22 шт.-17
 

18. Обнинск - К-14, проект 627А, 1960 г.п., мемориал «Первопроходцам подводного атомного флота» (на ул. Победы).

 
 
Рубки подводных лодок - самые "везучие" (после якорей) части кораблей в плане того, чтобы стать памятником или его частью. В нашей стране их установлено 22 шт.-18
 

19-а. Санкт-Петербург - Б-107, проект 641, 1964 г.п. У "Музея истории подводных сил России имени А.И.Маринеско". (Кондратьевский проспект, 83, корп 1).

 
 
Рубки подводных лодок - самые "везучие" (после якорей) части кораблей в плане того, чтобы стать памятником или его частью. В нашей стране их установлено 22 шт.-19
 

19-б. Ленинградская обл., пос.Низино - Б-416, проект 641, 1969 г.п. На закрытой территории военного городка. (карта)

 
 
Фото старое, текущее состояние неизвестно.
 

20. Уфа - К-306, проект 671, 1969 г.п. В парке Победы.

 
 
Рубки подводных лодок - самые "везучие" (после якорей) части кораблей в плане того, чтобы стать памятником или его частью. В нашей стране их установлено 22 шт.-21
 

21. Хабаровский край, Заветы Ильича - "С-88", проект 613, 1954 г.п. (у Дома офицеров). Надпись "С-88" условна, настоящий номер лодки неизвестен.

 
 
фото отсюда: https://fleetphoto.ru/photo/23553/?vid=13034
 

Фрагменты ограждений рубок:

22. Ленинградская обл, дер.Колтуши - КС-411 "Оренбург", проект 667А / 09774 (мод.после 1990г); 1970 г.п. Мемориал «Защитникам Отечества».

 
 
Рубки подводных лодок - самые "везучие" (после якорей) части кораблей в плане того, чтобы стать памятником или его частью. В нашей стране их установлено 22 шт.-23
 

23. Мурманск - К-141 "Курск", проект 949А, 1994 г.п. Лодка погибла 12 августа 2000 года - крупнейшая трагедия отечественного подплава - 118 жертв. Мемориал «Морякам, погибшим в мирное время».

 
 
Рубки подводных лодок - самые "везучие" (после якорей) части кораблей в плане того, чтобы стать памятником или его частью. В нашей стране их установлено 22 шт.-24
 

24. Рязань - БС-257, проект 940 "Ленок", 1979 г.п. В парке Морской Славы.

 
 
Рубки подводных лодок - самые "везучие" (после якорей) части кораблей в плане того, чтобы стать памятником или его частью. В нашей стране их установлено 22 шт.-25
 

25. Севастополь - "Камбала", 1907 г.п. Памятник на братской могиле экипажа (погибла 29 мая 1909г при столкновении с БР "Ростислав" у Севастополя - 20 жертв). Старое городское кладбище (ул.Пожарова, 9).

 
 
Рубки подводных лодок - самые "везучие" (после якорей) части кораблей в плане того, чтобы стать памятником или его частью. В нашей стране их установлено 22 шт.-26
 

26. Севастополь - М-299, проект А615, 1957 г.п. С мая 1978 рубка в целом виде была частю мемориала подводникам на западном берегу Балаклавской бухты (у объекта 825ГТС). В конце 1990-х памятник был ликвидирован, фрагмент рубки перенесен в Севастополь на территорию 153-й бригады подплава ЧФ (ул. Героев Севастополя, 11)

 
 
Рубки подводных лодок - самые "везучие" (после якорей) части кораблей в плане того, чтобы стать памятником или его частью. В нашей стране их установлено 22 шт.-27
 

27. Кронштадт - Д-2 "Народоволец" , I серия ( тип "Д" ), 1931 г.п. На режимной территории 123-й Краснознаменной бригады подводных лодок. ( Макаровская ул., 4 ). Сама лодка установлена на Васильевском о-ве в Санкт-Петербурге и является музеем. В 1987г передняя часть ограждения рубки была демонтирована и установлена тут, в Кронштадте. На самой лодке этот элемент изготовлен заново.

 
 
Рубки подводных лодок - самые "везучие" (после якорей) части кораблей в плане того, чтобы стать памятником или его частью. В нашей стране их установлено 22 шт.-28
 

--

Реплики:

28. Москва, Поклонная гора - Л-3 "Фрунзевец", II серия (тип Л), 1933 г.п. Самая результативная (по числу потопленных целей) советская ПЛ.

 
 
Подлинная рубка была установлена у штаба подплава в Лиепае, после распада СССР перевезена в Москву, где в хаосе 90-х была сдана на металл.
 

29. Москва, Поклонная гора - Щ-307, серия V-бис-2 (тип Щ), 1933 г.п.

 
 
Подлинная рубка была установлена у штаба подплава в Лиепае, после распада СССР перевезена в Москву, где в хаосе 90-х была сдана на металл.
 

30. Ярославль - М-104 «Ярославский комсомолец», XII серия (тип М - "Малютка"), 1943 г.п. Тверицкая набережная.

 
 
Реплика
 

31. Верхняя Пышма, музей УГМК - С-13, серия IX-бис (тип С), 1939 г.п. Самая результативная (по тоннажу) советская ПЛ.

 
 
Реплика.
 

32. Нижний Новгород, Кремль - тоже С-13, серия IX-бис (тип С), 1939 г.п.

 
 
Сходство с оригиналом довольно относительное (сравните, например, с картинкой выше)
 

33. Нижегородская обл., пос. Бор - довольно приблизительный макет рубки С-101серия IX-бис (тип С) , 1940 г.п.

https://dzen.ru/a/X_yg9k58QV3u2_8D?referrer_clid=1525

Вернуться к списку новостей