«ТИСА» на Саве
Подводники Сербии перед новогодними праздниками получили очень приятный подарок - Министерство обороны Республики Сербия заключило контракт с судостроительным заводом СИДРО (якорь) из Остружницы, под Белградом, на капитальный ремонт и переоборудование диверсионной подводной лодки П-911 ТИСА - в музейный экспонат.
ТИСА, после 5 с половиной лет печального лежания и ржавления на плато отряда Речной флотилии, 21 декабря этого года была доставленна на верфь СИДРО. Там в течение следующих 3 месяцев лодка будет подготовленна к эксплуатации. На этот раз – как музейный экспонат, который существенно обогатит коллекцию Военного музея в Белграде где-то на берегу реки Савы в Белграде.
Во времена Социалистической Федеративной Республики Югославии до 1991 года в составе ВМФ имелось 6 таких подводных лодок, предназначенных для перевозки морских диверсантов, постановки подводных мин, оперативной разведки и специальных перевозок.
Все они были построены на Верфи специальных построек в Сплите.
При распаде СФР Югославии - 5 этих лодок ушли в Бока-Которскую, Тиват. Одна осталась в Сплите.
Черногория и Сербия, измученные экономическими санкциями и войнами на территории бывшей СФРЮ в девяностые годы - не смогли ни вместе ни по отдельности поддерживать такую серьезную бригаду подводных лодок. Так было расформировано некогда лучшее подразделение ЮНА, а наибольшее количество югославских подводных лодок оказалось в металлоломе.
P-821 HEROJ и P-912 UNA сейчас являются привлекательными музейными экспонатами подводного города Тиват. P-913 ZETA уже давно прибыл в словенскую Пивку.
P-911 TISA все еще здесь - загорает на берегах Савы.
А еще одна их сестра скорбит в Бока-Которской бухте, ожидая нового хозяина.
Milisav-Miško Mijovič, председатель Клуба подводников Сербии