Сегодня исполняется 24 года с момента трагедии, потрясшей всю страну — гибели подводной лодки «Курск». Август 2000 года навсегда останется в памяти россиян как время скорби по 118 подводникам, чья жизнь оборвалась во время обычных боевых учений, 18 погибших моряков— севастопольцы.
Официальная версия событий, озвученная спустя два года после катастрофы, гласит, что причиной взрыва стал дефект торпеды «Кит», что привело к детонации боезапаса. Однако этот вывод не удовлетворил ни всех экспертов, ни многие семьи погибших. Несмотря на возникшие сомнения, расследование не возобновилось, а попытки родственников добиться справедливости и наказания виновных не получили широкой общественной поддержки.
Трагедия на «Курске» до сих пор окутана множеством загадок. Даже сегодня остается неясным, является ли информация из материалов уголовного дела государственной тайной.
События, развернувшиеся в августе 2000-го, оказали глубокое влияние на всю Россию. Спасательная операция, проведенная в те дни, к сожалению, не принесла результата — ни один из членов экипажа не был спасен. Многие из подводников, переживших первые взрывы, перешли в 9-й отсек, надеясь на помощь, но их сигналы SOS так и остались неуслышанными.
Трагедия на «Курске» стала второй по масштабам катастрофой в истории российского военно-морского флота после взрыва на подлодке Б-37 в 1962 году. Спустя годы были установлены памятники в память о погибших подводниках, в том числе и в Севастополе, городе с особым отношением к истории флота.
Хронология событий:
12 августа – Авария атомной подводной лодки «Курск» произошла во время учений Северного флота в Баренцевом море. Точная причина аварии не была установлена, но по информации, полученной впоследствии, корабль получил серьезные повреждения, предположительно, в результате столкновения с торпедой.
14 августа – В 10:19 ТАСС сообщает об аварии «Курска», уточняя, что подводная лодка не вышла на связь. Впервые было сказано, что крейсер «лежал на грунте», что вызвало опасения у специалистов о серьезности ситуации. В течение дня появляются противоречивые заявления от военных: говорится о «шансах на благополучный исход», но одновременно подчеркивается, что «брошены все спасательные силы». К вечеру СМИ публикуют информацию от анонимного источника, утверждающего, что с лодкой установлена связь и ей оказывается помощь, что значительно успокаивает общественность.
15 августа – Главный штаб ВМФ объявляет о спасательной операции, заявляя о контакте с экипажем «Курска» и о том, что экипаж жив. Вице-премьер Илья Клебанов сообщает о планах эвакуировать экипаж без помощи других стран, подчеркивая, что у России есть для этого все необходимые технические средства. Глава ВМФ Владимир Куроедов добавляет, что экипаж борется за живучесть корабля и у них достаточно кислорода до 25 августа.
16 августа – Несмотря на оптимистичные заявления, спасательные работы не дают результатов. Попытки закрепиться на корпусе субмарины не удаются, и Россия вынуждена обратиться за помощью к Норвегии и Великобритании.
17 августа – Владимир Путин прерывает свой отпуск и отправляется на место трагедии. Норвежские и британские суда с глубоководными водолазами и специалистами прибывают к месту аварии.
18 августа – «Комсомольская правда» публикует список членов экипажа «Курска», приобретенный у офицера Главного штаба ВМФ. Это вызывает недовольство родственников подводников, которые собираются в военном гарнизоне Видяево, где базировался «Курск». Встреча с вице-премьером Ильей Клебановым не приносит им никаких конкретных ответов.
19 августа – Начальник штаба Северного флота Михаил Моцак сообщает о гибели всего экипажа в носовых отсеках, затопивших в первые минуты аварии.
20-22 августа – Норвежские водолазы открывают люк 9-го отсека «Курска», обнаруживая, что отсек заполнен водой и спасать никого не нужно.
23 августа — в России был объявлен общенациональный траур.
26 августа — со ссылкой на источники в правоохранительных органах «Интерфакс» сообщает, что 23 августа Главная военная прокуратура возбудила уголовное дело по факту гибели «Курска» по статье 263 УК РФ («Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного или водного транспорта»).
20 октября — начался подъем тел подводников. За 16 дней водолазы смогли поднять на поверхность 12 тел, в том числе тело капитан-лейтенанта Дмитрия Колесникова. При нем была найдена записка, ставшая знаменитой. Она стала доказательством того, что 23 подводника выжили после взрывов и в надежде на спасение перешли в 9-й отсек. Также были найдены записки капитан-лейтенанта Сергея Садиленко и старшего мичмана Андрея Борисова. Тела еще 103 подводников были обнаружены уже в 2001 году после того, как «Курск» подняли на поверхность.
https://yug92.ru/segodnya-24-ya-godovshhina-gibeli-podvodnoj-lodki-kursk/