Способы защиты подлодок в базах были для Кригсмарине более чем актуальны: дело в том, что тактика «волчьих стай» предусматривала концентрацию подводных сил в таких масштабах, что никаких баз для рассредоточения субмарин не хватило бы. Следовательно, накрыть в гавани одновременно несколько подлодок английская авиация имела достаточно высокие шансы. В конце 1939 года немецкие адмиралы приняли решение о строительстве бункеров для U-boot'ов в открытых пространствах вблизи рек (чтобы удобнее было организовывать снабжение, не привязанное к железным дорогам).
Бункер Elbe II, вид сверху и спереди
Первые «U-boot-bunker» – бункеры для подлодок, были построены в 1940 году на территории Рейха — в Гамбурге «Elbe II» и на Гельголанде – «Nordsee III». Строились бункеры силами «Организации Тодта», имеющей опыт реализации крупных проектов в лице сети автобанов.
Строительство простым не было: в Гамбурге очень неудобная для подобных сооружений почва (ил). Поэтому возводили бункеры кесонным методом: фундамент здания строили на сваях, для установки которых приходилось размывать дно. На создание одного пенала бункера (в котором их было два) тратилось порядка 2500 свай сечением 38х35 см. Каждая свая выдерживала нагрузку в 60 тонн, и такая прочность лишней не была: количество железной арматуры на кубометр фортификационного бетона составляло 49 кг. Всего на строительство стен и крыши ушло порядка 50 000 кубометров железобетона. Очень немного в сравнении с будущими бункерами (там, смешно сказать, крыша была всего 3 метра толщиной!), но лиха беда начало! Бункер был сдан в марте 1941 года и эксплуатировался до конца Войны.
Завод-бункер «Валентин»
Помимо бункера для укрытия подлодок, недалеко от Гамбурга, в Фарге, на реке Везер, был построен бункер-завод «Валентин». В строительстве завода были задействованы порядка 10 тысяч заключённых концлагерей и военнопленных. 6 тысяч из них погибли от тяжёлой работы и недостаточного питания. На заводе строили (точнее — собирали из секций, подвозимых по Везеру) знаменитые подлодки XXI серии.
Про пеналы стоит сказать отдельно. Все U-boot-bunker'ы делились на не связанные друг с другом «пеналы» — отдельные доки длиной 80-90 метров и шириной 10-17 метров. В одном пенале могли обслуживаться одновременно от 2 до 4 субмарин. Пеналы разделялись толстыми опорными стенами, поддерживающими бомбостойкую крышу. Даже если бомба пробивала крышу, то поражался только один пенал, а соседние оставались невредимыми. В крупных бункерах один или несколько пеналов могли выступать в роли сухого дока.
На крыше первых гамбургских бункеров для маскировки размещались макеты административных и офисных зданий, но впоследствии крыши чаще использовались для размещения батарей зенитных орудий. Спереди пеналы запирались массивными воротами, а задняя часть бункера занималась складскими помещениями, ремонтными мастерскими с широким набором станков и оборудования, сюда же подходили железнодорожные пути, по которым подвозилось всё необходимое для ремонта, обслуживания подлодок и необходимые для дальнего похода припасы.
Вилла Керневель — любил «папаша Дёниц» воевать с комфортом!
Но своего пика строительство бункеров для подлодок достигло в 1941 году, после захвата Франции и Норвегии. Атлантическое побережье этих стран было значительно удобнее для «волков Дёница» в плане выхода в Атлантику. Свою штаб-квартиру вице-адмирал организовал в Лорьяне, на вилле Керневель. Соответственно, и самое большое количество бункеров было построено в Лорьяне — шесть штук! В них базировались 2-я и 10-я флотилии подлодок.
Бункер в Бресте — один, но большой!
В Бресте бункер был выстроен только один, зато — самый большой! Он имел 15 пеналов, в которых базировались 1-я и 9-я флотилии подлодок. Размеры исполинского сооружения составили 300х175х18 метров, толщина опорных стен – 1-2 метра, толщина крыши изначально – 4,2 метра, но впоследствии доведена до 6,1 метра. По углам крыши бункера размещались небольшие бункеры для зенитных орудий. Строительство здания заняло 500 дней и было закончено в 1942 году. А уже 4 сентября 1944 года отсюда ушла последняя субмарина — U-256: к Бресту подходили союзные войска, и сооружение было оставлено...
Бункер в Сен-Назере
В Сен-Назере был построен бункер немного меньших размеров — на 14 пеналов, в которых базировались лодки 6-й и 7-й флотилий. Из его 14 пеналов 8 могли работать в качестве сухих доков. Бункер имел длину 300 метров, ширину 130 метров и высоту 18 метров. Между пеналами 5-6 и 12-13 имеются проходы, дающие доступ к верхним уровням бункера, где располагались 62 мастерские, 92 общежития для экипажей подлодок, 150 подсобных помещений, 20 насосов, 4 кухни, 2 пекарни, 2 электростанции, ресторан (любили «волки Дёница» служить с комфортом!) и госпиталь. База подлодок в Сен-Назере была объявлена Гитлером «фестунгом», поэтому гарнизон под командованием генерал-лейтенанта Юнка держался до 8 мая 1945 года, и только узнав о капитуляции Рейха — сложил оружие.
Строительство бункера в Ла-Рошели
3 флотилия U-boot'ов базировалась на Ла-Рошель, само собой, здесь также был построен бункер! Правда, сравнительно небольшой: 192х165х19 метров, 10 пеналов, крыша толщиной 7 метров (точнее — 3,5+3,5 метра: между слоями бетона для большей общей стойкости конструкции сделали воздушную прослойку). Зато его все знают: именно здесь снималась знаменитая картина «Das Boot» с Юргеном Прочновым в главной роли. И «Индиана Джонс: В поисках утраченного ковчега» – тоже, только в этой киноэпопее с хронологией жуткие нестыковки: там Война ещё не началась, а бункеры уже построены, но любят её не за это! На строительство бункера ушло 425 тысяч кубометров бетона: понятно, почему я написал, что 50 тысяч кубометров бункера Elbe II в Гамбурге это смешно? Строили бункер 2143 рабочих организации Тодта, работали днём и ночью, так что в 1943 году бункер вступил в строй.
Бордо — итало-германский бункер BETASOM
Пятой точкой, на территории оккупированной Франции, где был построен бункер для подлодок, стал Бордо. Это сооружение даже получило своё название: BETASOM. Дело в том, что здесь изначально базировалась союзная немцам флотилия итальянских подлодок, так что бункер назвали по первым буквам итальянских слов «Бордо» и «Субмарина» («Sоmmergibile»). Бункер имел 245 метров в длину, 162 метра в ширину и 19 метров в высоту. Итальянцы выходили из Бордо в море до 1943 года, когда Италия вышла из войны, а бункер заняли немцы.
Тронхейм — бункер «Дора-1» в современном состоянии
Помимо Франции построили немцы бункер для подлодок и в Норвегии, в Тронхейме. Впрочем, построили они далеко не только бункер: у Гитлера были большие планы на заселение Норвегии немцами, поэтому Албертом Шпеером был здесь построен целый нацистский город — Нордштерн (Северная звезда, однако!). Из Германии приехало 300 тысяч немецких «колонистов»: проект поддержали как Карл Дёниц, так и Эрих Редер: базироваться и ремонтироваться здесь должны были не только субмарины, но и линкор «Тирпиц».
Бункер получил имя «Дора-1». Почему такое имя? Ну, его строили заключённые из концлагеря «Дора». Бункер имел размеры 153х105 метров, бетонная крыша — толщину 3,5 метра. По проекту бункер должен был быть двухэтажным: на втором этаже, как обычно, размещаться мастерские, помещения для экипажей, склады и всё такое прочее. Но... норвежцы помогать немцам не спешили, а мешать — старались всеми силами. Местных стройматериалов добыть не получилось: почти всё до последнего гвоздя приходилось везти из Германии. Потому и не срослось со вторым этажом. Строительство бункера «Дора-2» по той же причине завершено не было, а от строительства «Доры-3» и вовсе отказались.
Бомба «Гранд Слэм» — единственное противоядие против бункеров для U-boot'ов
Как оценить строительство III Рейхом бункеров для подлодок? Однозначно — как очень удачное решение! Союзники с самого начала знали, что это за сооружения, но ничего не могли с ними поделать до конца Войны. Обычные бомбы их бетонные крыши не брали, а специальные бетонобойные бомбы «Толлбой» и «Гранд Слэм» появились только под конец Войны. Поэтому единственными поражёнными авиацией союзников бункерами стали бункер-завод «Валентин» в Фарге и бункер в Гамбурге, в которые угодили два «Гранд Слэма». Вот только произошло это уже в марте 1945 года, когда на подобные операции можно было, по большому счёту, не заморачиваться...
https://topwar.ru/254272-betonnye-nory-seryh-volkov.html