Первый случай в СССР, когда экипаж подлодки, а именно ПЛ-Щ-117, стал полностью орденоносным.

 

25 февраля 1932г. в связи с осложнением международной обстановки и необходимостью укрепления дальневосточных морских границ правительство СССР приняло решение о создании Морских Сил Дальнего Востока (МСДВ). В предвоенные годы в рамках морской военной доктрины СССР именно подлодки рассматривались как одно из самых грозных оружий.

В апреле 1932г. для создания подводного флота МСДВ на Дальний Восток были отправлены лучшие кадры Балтийского и Черноморского флотов.

В 1935 году только для Тихоокеанского флота была поставлена ОСНОВНАЯ задача - «Отражение десанта одновременно в двух УРах (УкрепРайонов)». Имелся ввиду морской десант. Возможно, именно поэтому, в 1935 г. по всем показателям учебно-боевой и политической подготовки не Балтийский и не Черноморский, именно Тихоокеанский флот занял и потом удерживал первое место в ВМФ СССР.

Через несколько лет, когда военно - политическая ситуация осложнится уже на Западе страны, представители тихоокеанского подплава станут легендами Северного, Балтийского и Черноморского флотов, воюющих с Кригсмарине.

СТАХАНОВСКАЯ АВТОНОМКА "ЩУКИ" ТИХООКЕАНСКОГО ПОДПЛАВА

20 февраля 1936 г. завершилось рекордное автономное плавание тихоокеанской подводной лодки Щ-117, сумевшей продержаться в море без потери боеспособности 40 суток вместо установленных для этого типа подлодок двадцати.
ПЛ была спущена на воду в апреле 1934 г. под названием «Макрель», служила на Тихоокеанском флоте. Относится к типу «Щ», «Щука» - самому многочисленному типу средних подводных лодок СССР времен Великой Отечественной войны. Ее водоизмещение составляло 706 тонн, максимальная численность экипажа компактной субмарины насчитывала 41 человек.
Новые для того времени ПЛ требовали проверки в максимально приближенных к экстремальным условиям, чтобы понять предел их возможностей. Также нужно было выяснить, как долго команда сможет функционировать в открытом море, как это повлияет на боевой дух и выполнение поставленных задач?
Осенью 1935 г. началась подготовка к рекордному походу, а 11 января 1936 г. Щ-117 с 38 членами экипажа на борту отправилась в автономное плавание. Руководство флота поручило выполнение задачи данной субмарине во многом из-за капитана Николая Египко, который незадолго до этого удостоился ордена Ленина. Он подходил к несению службы ответственно, дотошно вникал во все мелочи, особое внимание уделяя работе с подчиненными, среди которых он пользовался большим авторитетом.
Все возможное пространство внутри ПЛ забили провизией, условия для моряков были поистине спартанские. Как отмечал капитан 1-го ранга, ветеран-подводник Вадим Кулинченко в статье для «Военно-промышленного курьера», на «Щуке» «были только одна крошечная командирская каюта, маленькая кают-компания для офицеров, одновременно служившая и спальней, и 30 легкоснимаемых «заваливаемых» коек… все необходимое для жизни ограниченно, и только воля человека могла вершить чудеса».

Погода за бортом тоже не благоприятствовала: температура воздуха опускалась до -23 градусов при сильном ветре и соответствующем волнении моря. В надводном положении Щ-117 быстро обрастала льдом, который приходилось скалывать. Примечательно также, что никаких рекордов по дальности похода ставить не планировалось - большая часть миссии прошла между островом Аскольд на западе и мысом Поворотный на востоке, совсем недалеко от берега.
Впрочем, скучать морякам не приходилось. По воспоминаниям Николая Египко, распорядок дня на подлодке был сдвинут на 12 часов (подъем - в 19.00). Днем экипаж отдыхал под водой, в это время дежурные вели наблюдения с помощью перископа. Ночью же лодка всплывала и дозор велся уже в таком положении. В это время заряжалась аккумуляторная батарея, пополнялись запасы воздуха, подлодку очищали ото льда.
В результате в таком режиме экипаж с честью продержался 40 дней, что стало рекордом того времени. Всего Щ-117 прошла 3 022 миль, из которых 315 - в подводном положении (по времени - свыше 340 часов).

 

https://vk.com/wall648431773_326

Вернуться к списку новостей