Пролетарская богиня среди мифов и рифов

 

 
 
Крейсер "Аврора" в 1903 году, перед уходом на Дальний Восток
Крейсер "Аврора" в 2014 году по пути в Кронштадт
Крейсеру «Аврора» суждено было появиться на свет на рубеже веков – 24 мая 1900 года.

В присутствии императорской четы, под залпы артиллерийского салюта стоящих на Неве боевых кораблей крейсер сошел на воду со стапеля Нового Адмиралтейства, которое мы сегодня знаем под названием «Адмиралтейские верфи».
 
 
 
 
152-мм/45 пушка системы Канэ на крейсере "Диана"
Разрез по мидель-шпангоуту типичного бронепалубного крейсера. Хорошо видны сама карапасная броневая палуба и угольные ямы, служащие единственной защитой борта в районе ватерлинии.
Защиту основным механизмам крейсера давала так называемая «карапасная», выпуклая броневая палуба, выложенная из 38-мм плит в горизонтальной части и постепенно утолщающаяся до 63,5 мм к бортам и оконечностям.

Палуба из брони была одна, но располагалась она низко внутри корпуса, примерно на уровне ватерлинии, и имела развитые скосы, уходящие ниже ватерлинии, для предотвращения затопления расположенной под ней части корпуса при попаданиях снарядов.

Помещения над ней ничем не были защищены и легко разрушались даже малокалиберными снарядами, в то время как расположенная под броневой палубой часть была довольно надёжно защищена, что позволяло сохранить плавучесть, ход и маневренность даже при тяжёлых повреждениях борта.
 
Как и сегодня, отечественное кораблестроение тех лет не отличалось качеством и скоростью производства работ.

Пока крейсера строились, неоднократно перестраивались и проходили испытания, успели поменяться и морская стратегия, и вероятный противник. Все флоты ведущих мировых держав взяли на вооружение идеи американского адмирала Мэхена, сторонника генерального морского сражения и отрицающего «пиратские» операции быстроходных крейсеров на «морских дорогах».

А вероятным противником для России стала стремительно развивающаяся Япония, замахнувшаяся на господство в Дальневосточном регионе.
ПЕРВЫЕ ПОХОДЫ «АВРОРЫ»

«Морская служба трудна и опасна, а русские сделали ее невыносимой»
(Британская морская поговорка)
 
Крейсер «Аврора» на испытаниях 14 июня 1903 года.
Евгений Егорьев
русский морской офицер, капитан 1-го ранга, герой Цусимского сражения.
Начало войны с Японией застало крейсер в африканском Джибути, где эскадра Вирениуса получила приказ возвращаться в Россию. Вернувшись в Кронштадт, экипаж «Авроры» приступил к ремонту и модернизации крейсера, вошедшего в состав 2-й Тихоокеанской эскадры.

На корабле модернизировали средства связи, прицелы орудий и приборы управления огнем. Частично сменился и экипаж. Командира Ивана Сухотина заменил каперанг Евгений Егорьев.
На борту «Авроры» было 19 офицеров, двое врачей, корабельный священник отец Анастасий, 11 кондукторов (техников. - Прим. ред.) и 538 нижних чинов.

Им предстоял тяжелый 7-месячный переход через три океана.
"Камчатка"
Неудачи стали преследовать крейсер практически сразу после выхода из Либавы (Лиепая, - прим.ред.). Сначала в Северном море от эскадры отстал транспорт «Камчатка», который должна была сопровождать «Аврора».

Командующий эскадрой отправил крейсер на поиски заблудившегося транспорта. В районе Доггер-банки в сильном тумане «Камчатка» приняла английские рыболовецкие суда за японские миноносцы, открыла стрельбу и переполошила всю эскадру.

Адмирал Рожественский, приняв с «Камчатки» радиограмму: «Атакован миноносцами противника со всех направлений, прошу помощи», приказал пробить боевую тревогу и повернул эскадру на помощь транспорту.
 
Всего в ходе сражения 2-й Тихоокеанской эскадры с английскими рыбаками нашими кораблями было выпущено около 500 снарядов, утоплен один рыбацкий сейнер и пять повреждено.

Погибло двое английских рыбаков, многие были ранены. Возмущенная мировая пресса назвала эскадру Рожественского «флотом сумасшедших», а сражение с рыбаками вызвало серьезные дипломатические осложнения и получило название «Гульского инцидента».
 
Outlook
«Настоящее объяснение возмутительного случая в Немецком море следует искать в природном варварстве и высокомерии русского правящего класса… Уважительное отношение к окружающим народам им можно внушить только силой».
 
По итогам международного расследования России пришлось заплатить англичанам в качестве компенсации 65 тысяч фунтов стерлингов. Огромные по тем временам деньги.
Возможно, поэтому, по воспоминаниям баталера (кладовщика. - Прим. ред.) броненосца «Орел» матроса Алексея Новикова, автора романа «Цусима», слывший знатоком крепкого морского словца адмирал Рожественский дал крейсеру кличку «подзаборная девка».
 
16 декабря 1904 года 2-я Тихоокеанская эскадра прибыла на Мадагаскар, где были запланированы пополнение запасов и сбор последних подкреплений, отправленных вдогонку эскадре с Балтики.
За время перехода команда «Авроры» прославилась на эскадре любительской театральной труппой, которая гастролировала по другим кораблям, и двумя «домашними любимцами» - нильскими крокодилами, взятыми на борт во время стоянки в Суэце.

Крокодилы получили клички Сам и Того, в честь командующего японским флотом адмирала Хэйхатиро Того. Однажды, усыпив бдительность команды, крокодил Сам бросился в океан.

В дневнике командира «Авроры» по поводу этого события 5 марта 1905 года была сделана запись: «Увы, не захотел идти на войну вместе с экипажем один из молодых крокодилов. Жаль, что выбросился не Того». Впрочем, Того был убит во время Цусимского сражения.
 
 
Как принято писать в казенных документах сегодня, морально-психологическое состояние экипажа крейсера оценивалось как устойчивое и управляемое.

«Впечатление от «Авроры» самое благоприятное. Команда веселая, бодрая, смотрит прямо в глаза, а не исподлобья, по палубе не ходит, а прямо летает, исполняя приказания», — так записал в своем дневнике вновь назначенный на крейсер врач Владимир Кравченко.
Матрос у самовара

В ночь на 27 мая 1905 года 2-я Тихоокеанская эскадра встретилась с главными силами японского флота в проливе между Кореей и Японией, к востоку от острова Цусима.

Так началось знаменитое Цусимское сражение, вошедшее в историю примерами массового героизма моряков и трусости некоторых адмиралов и командиров.
 
 
«Аврора» в Цусимском сражении
 
В защищенной броней боевой рубке крейсера находились командир корабля Егорьев и старшие специалисты - штурман лейтенант Прохоров, артиллерист лейтенант Лосев, минер лейтенант Старк, рулевой Цапков и младший штурман мичман Эймонт.

Разорвавшийся перед рубкой шестидюймовый снаряд окутал все удушливым дымом. Вслед за ним 75-мм снаряд разорвался на трапе переднего мостика, рядом с рубкой. Осколки снаряда и трапа, попав сквозь смотровую амбразуру в рубку, отразились от ее купола и разлетелись в разные стороны.

В рубке упали все. Крейсер, оставшийся без управления, на какое-то мгновение рыскнул, но тут же был приведен на курс вскочившим на ноги рулевым Цапковым. Поднялись Прохоров, Лосев, Старк и Эймонт. Все были ранены, у всех на белых кителях алела кровь.
Повреждений было немало. Пылали ростры и стоящие на них разбитые барказы. В правом борту у ватерлинии оказалось двенадцать небольших пробоин, через которые вода стала проникать в носовые угольные ямы.

Образовался крен на правый борт. Для его выравнивания пришлось затопить угольные ямы противоположного борта. Корабль осел. Сильный удар восьмидюймового снаряда заставил содрогнуться весь крейсер. Замолкли два орудия - одно на верхней, другое в батарейной палубе. Этим же взрывом разбросало патроны, и вспыхнул пожар в батарейной палубе.

Попал огонь и в артиллерийский погреб. Находившиеся в погребе на подаче снарядов матросы Репников и Тимерев справились с огнем и предотвратили гибель крейсера.
 
 
Пробоина и повреждения в борту крейсера после Цусимы
 
 
Правый борт
 
 
Бой продолжался. По мере гибели русских кораблей огонь неприятельской артиллерии сосредоточивался на оставшихся кораблях эскадры.

Особенно тяжело приходилось "Авроре", когда она попадала под такой сосредоточенный огонь. Если даже не было прямых попаданий, то немалые повреждения наносили снаряды, разрывавшиеся у бортов крейсера.

Осколками 203-мм снаряда перебило правую якорную цепь, свернуло клюз, сделало две пробоины у самой ватерлинии. Вода хлынула в отделение носового минного аппарата и быстро затопила его. Лишь вовремя задраенные водонепроницаемы е двери предотвратили дальнейшее распространение воды.

Корабль еще больше осел на нос. Все дымовые трубы крейсера были изрешечены осколками. Передняя труба, в которую попали два снаряда, держалась просто чудом, да и средняя труба имела большую пробоину, что сразу же уменьшило дымовую тягу и повлекло за собой увеличение расхода угля, чтобы удержать необходимую скорость.

Трудно стало вести и артиллерийский огонь. Единственный дальномер вышел из строя в самом начале боя. Перестали действовать и приборы системы управления огнем - была перебита вся электропроводка. Пришлось пользоваться оптическими прицелами, да и те вскоре повыходили из строя.
«У трех 6-ти дюймовых орудий в корме было убито два комендора, ранено тринадцать человек, один смертельно... Командовал этими орудиями лейтенант князь Путятин. Его тяжело ранило в бок, свалило. Кто-то на скорую руку кое-как забинтовал его повязкой из индивидуального пакета, и он остался в строю до конца боя и на перевязочный пункт явился лишь в 12 часов ночи, совершенно обессилев от громадной потери крови».
из дневника доктора В.С Кравченко
Если палубная команда принимала непосредственное участие в бою и видела все происходящее собственными глазами, то совсем другая обстановка была под карапасной палубой, в котельных и машинных отделениях.

Моряки на своих постах только слышали удары в борт снарядов и их осколков, которые производили впечатление рассыпавшейся дроби. Прямых попаданий в машину не было, а вот в носовое котельное отделение - было.

Крупный осколок сорвал теплоизоляцию паровой трубы. И если бы удар не был скользящим, то ее разорвало бы, а все находившиеся в котельном отделении сварились бы заживо.

Сегодня можно с уверенностью сказать, что «Аврору» в бою спасли кочегары и машинисты. Машины работали без единого отказа. Все время приходилось менять режим их работы - то с "полного вперед" на "стоп", то "назад".

Машинисты едва успевали переводить кулисы. Все в машинной и котельной командах работали без подмены, и это продолжалось более 12 часов.
«Все было смято, разворочено, торчали исковерканные стальные листы, валялись обломки, зияли дыры и пробоины, деревянная палуба была точно изрыта, барказы обращены в щепы, всюду следы мелких осколков, коечные траверзы были сбиты, пропороты, но свою роль сыграли блестяще и спасли жизнь массе людей».
из дневника доктора В.С Кравченко
 


Капитан 1-го ранга Евгений Романович Егорьев стал первым и последним командиром в истории крейсера «Аврора», погибшим в бою. Командиры «Авроры» гибли и в дальнейшем, но смерть их была следствием либо глупости, либо предательства.

 
Сын командира Егорьева – Всеволод Егорьев, как и отец, стал морским офицером. К 1917 году он служил в Главном штабе в чине капитана 1-го ранга. С 1918 года – преподаватель Военно-морской академии и главный редактор ведущего военно-морского журнала страны «Морской сборник».

По легенде, в годы большого террора, когда были репрессированы оставшиеся в рядах Красного флота кадровые русские офицеры, профессора Всеволода Егорьева спасла историческая связь с крейсером революции.

В музее крейсера хранится уникальный экспонат - портрет каперанга Евгения Егорьева в обрамлении листа поврежденной обшивки «Авроры». Портрет был подарен экипажем «Авроры» семье погибшего командира, а после создания на борту корабля музея – передан в его экспозицию советским контр-адмиралом Всеволодом Егорьевым.

Сегодня дети Всеволода Егорьева и внуки Евгения Егорьева живут в Санкт-Петербурге , но на торжественные мероприятия, проходящие на «Авроре», их больше не приглашают.


 
Крейсер «Аврора» в Маниле после Цусимского сражения
Российская делегация в Портсмуте. Сидят С. Ю. Витте и барон Р. Р. Розен
5 сентября 1905 года между Россией и Японией был подписан Портсмутский мирный договор, состоящий из 15 статей и двух дополнений.

Договор провозглашал мир и дружбу между императорами России и Японии.

Россия признавала Корею сферой японского влияния, а также уступала Японии Ляодунский полуостров с Порт-Артуром, южную часть острова Сахалин и Курильские острова
 
Последняя страница Портсмутского договора
Договор делегаций в Портсмуте. Русская сторона (справа): Коростовец,Набоков, Витте, Розен; Японская сторона (слева): Адачи, Очиэй, Комура,Такахира,Сато.
За пять месяцев вынужденной стоянки экипаж «Авроры» отремонтировал все полученные повреждения, а офицеры крейсеров написали научный труд «Каким быть флоту», в котором проанализировали итоги Цусимского сражения.

Матросы отъедались свежими продуктами на берегу, чем доставили дополнительную работу доктору Кравченко.
крейсер «Диана» в Сайгоне
 
На рейде Сайгона «Аврора» встретилась со старшей сестрой «Дианой», тоже пережившей войну.

«Диане», одному из немногих кораблей 1-й Тихоокеанской эскадры, удалось выскользнуть из осажденного Порт-Артура и укрыться в нейтральном порту.

Как и «Авроре», в боевой обстановке «Диане» помогло главное оружие – высокая скорость.
Каюта Колчака
Встреча «Авроры» и «Дианы» в Сайгоне послужила причиной появления еще одного мифа, связанного с «Авророй».
Редкая улыбка Колчака.
Снимок сделан английским офицером на Балтике в 1916 году

Командование приняло решение усилить офицерский состав «Дианы» обстрелянными в Цусимском сражении авроровцами, а в Россию вернуть всю молодежь.

Так на «Авроре» появился вахтенный начальник мичман Александр Колчак. Только вот был он не Васильевичем, как герой будущего Белого движения, а Александровичем.

Тот самый Александр Васильевич Колчак на «Авроре» никогда не служил, что, впрочем, не мешает сегодняшнему экипажу показывать гостям крейсера «каюту Колчака».
Эскадренный броненосец "Князь Потемкин-Таврический" Черноморского флота.
Два последующих года, или, как говорят моряки, две «кампании», крейсер совершал эпизодические плавания по Балтийскому морю, в основном выполняя учебные задачи.
На командирском мостике Витольда Барща сменил капитан 1 ранга барон Василий Ферзен, а в августе 1909 года «Аврора» встала на первый свой капитальный ремонт на Балтийском заводе.

На корабле заменили дымовые трубы, перебрали котлы и машины и добавили два 152 мм орудия.

Командование решило сделать морально устаревшую «Аврору» учебным кораблем, поэтому на «Авроре» появились дополнительные кубрики и учебные классы для размещения кадет и гардемаринов.
 
Выпускники Морского кадетского корпуса
«Аврора», 1910 год.
 
Журналист «Нового времени», прибывший в Мессину для участия в празднике, живописал теплый прием авроровцев итальянцами:

«Ночью с моря уловили трепетные радиосигналы: «Аврора» приближалась, и Мессина в этот день уже не работала - Мессина только праздновала. В городе и на всех судах в гавани были подняты русские национальные флаги. Празднично одетые, оживленные, с детьми на руках, неся бутылки с пахучим кьянти, мессинцы еще с утра заполнили обширные набережные. Легкая черточка возникла вдалеке, словно по синеве моря мазнули акварельной кисточкой, - это подходила «Аврора», русский крейсер первого ранга.

Петр Николаевич Лесков, командир «Авроры», обозрел панораму города через хрустальную оптику дальномера:

- А нас встречают, и, кажется, с музыкой. Якорей не бросать. Будем вставать прямо к набережной - на швартовы...

Кажется, что на берегу собралась вся Мессина, ветер еще издалека доносил бурные возгласы экспансивных итальянцев...

- Вива... Руссия... вива!

Оркестры обрушили в котловину гавани два гимна сразу.

Прозвучал Салют Наций. Швартовы поданы.

Боже! Что тут началось... Белыми камелиями и розами, алыми гвоздиками и фиалками осыпали серую броню «Авроры». На борту крейсера находились сейчас и те, кто два года назад выкапывал мессинцев из-под толщи развалин; прибыл в Мессину один матрос, потерявший обе ноги при спасении погибавших... Узнав об этом, итальянцы подхватили безногого матроса на руки и, восторженно крича, несли его через весь город, а он ничего не мог говорить от волнения - он качался на плечах мессинцев и... плакал!

Самый счастливый в Мессине дом - это дом, в котором побывал дорогой гость, русский моряк. Самая счастливая женщина в Мессине - та женщина, которой удалось поцеловать русского моряка. В кубриках «Авроры» безмятежно текло в эти дни розовое игривое кьянти... Всем было хорошо. Но вот провыли горны, возвещая «большой сбор». Замерла толпа на берегу, когда на борт крейсера ступила делегация Италии во главе с епископом д'Арриго. Перед строем моряков епископ вручил от имени Италии золотую мемориальную медаль с надписью: «Мессина - мужественным русским морякам Балтийской эскадры».

 
 
 
Газета «Рижский вестник», 5 июля 1910 г.

«В исходе первого часа Императорская яхта «Штандарт», шедшая в кильватере крейсера «Аврора», стала медленно приближаться к месту своей стоянки напротив Царской пристани. Ровно в 2 часа дня Императорская яхта стала на якоре. С сопровождающих яхту военных судов раздавались звуки музыки. В городе раздавался колокольный звон».
 
В 1910 году крейсер сопровождал императорскую яхту в Ригу.
 
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ И ФЕВРАЛЬСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ
«Аврора» оставила Рижский залив в начале сентября 1916 года в связи с подготовкой к давно намеченному капитальному ремонту.

В Кронштадте с «Авроры» сняли артиллерию, отправленную на Балтийский завод для увеличения дальности стрельбы. Выгрузили в арсенал боезапас, отправили на ремонт плавсредства.

В доке провели исправление линии валов, установили приборы звукоподводной связи. Демонтировали дымовые трубы, вскрыли кожухи котельных отделений. В конце октября корпус крейсера с помощью буксиров перевели Морским каналом к стенке Адмиралтейского завода, где разгрузили машины и котлы.

После замены второго дна и фундаментов машин и котлов, корпус подали под кран Франко-Русских заводов для монтажа новых котлов системы Бельвиля-Долголенко.
Нехватка рабочей силы на заводах вынудила, несмотря на понимание вредности этого шага для поддержания воинской дисциплины, привлечь к ремонту и личный состав «Авроры».

Инструкцией штаба 2-й бригады крейсеров для занятых на ремонте нижних чинов был установлен рабочий день 9,5 часов в сутки, а в экстренных случаях – и больше, с равномерным распределением между всей командой.
 
Спустившись в каюту, Никольский доложил в штаб о случившемся; оттуда последовало предложение прислать сотню казаков для усмирения возможного бунта. Командир отказался от этой меры, рассчитывая на благоразумие команды.

Затем был сыгран сигнал «Большой сбор» поротно, и Никольский объяснил каждой роте моряков ситуацию на крейсере и в городе, объясняя происходящие в Петербурге беспорядки изменой и провокацией, организованной немцами. Тем не менее в адрес командира и офицеров слышались открытые угрозы.
 
Ночью Никольский вызвал к себе в каюту старшего механика и передал ему своё обручальное кольцо и нательный крест для передачи жене в случае, если с ним что-то случится.

Утром был созван офицерский совет, на котором решили не открывать огонь даже в случае попытки бунтовщиков овладеть крейсером.

14 офицеров, 3 гардемарина и 11 кондукторов не могли рассчитывать на поддержку большей части команды, следовательно, кровопролитие было бы бесцельным.
Матросы крейсера "Аврора". Февраль 1917 г.
Матросы решили отвести их в Таврический дворец, куда сводили сопротивлявшихся восстанию лиц.

С Никольского и Ограновича сорвали погоны и начали, издеваясь, сводить их по сходням на берег. Там рабочие потребовали, чтобы офицеры шли во главе шествия с красными флагами в руках.

Никольский и Огранович категорически отказались. Старшему офицеру «Авроры» нанесли удар штыком в горло, он упал. Никольского снова стали заставлять нести красный флаг, однако он вновь отказался.

В этот момент из толпы раздался выстрел, пуля попала Никольскому в голову, и он скончался на месте. Остальных офицеров не тронули, только избили не любимого командой кочегарного кондуктора Ордина.
Мятежные матросы. реконструкция. фото: архив ДП
 
 

 

 
Одним из руководителей судовой организации большевиков на крейсере в эту историческую пору был машинный унтер-офицер Петр Курков.

Сын кузнеца из Рязанской губернии, Петр Курков в 1913 году был призван на флот, и по окончании машинной школы получил назначение машинным старшиной на крейсер «Аврора».
В мае 1917 года Курков вступает в РСДРП(б), и когда матросы «Авроры» избирают его своим депутатом в Петроградский совет, он активно включается в политическую жизнь.

В июле Курков - один из организаторов вооруженной демонстрации матросов «Авроры» против Временного правительства. За это его арестовали и бросили в «Кресты», но практически сразу освободили.

Уже в 1918 году Курков руководит клубом революционных моряков Петрограда, в 1919 году он комиссар линкора «Севастополь», в 1920 - главный уполномоченный ЧК по снабжению Балтийского флота.

В 1927 году, перед 10-летием Октябрьской революции, Петр Иванович Курков занимает высокую должность заместителя начальника морских сил рабоче-крестьянс кой Красной Армии.
 
 
К 20-й годовщине Великого Октября товарищ Курков был уже расстрелян за участие в контрреволюционн ом заговоре Зиновьева. Возможно, на допросах он рассказал следователям НКВД, как придумал историю с историческим выстрелом, чтобы придать веса своему мандату депутата от крейсера «Аврора».
 
Памятная табличка о знаменитом выстреле «Авроры» к штурму Зимнего дворца
 
 
 
ПЕРВОЕ ЗАБВЕНИЕ БОГИНИ
Флот спасли наморси (начальник морских сил. - Прим. ред.) Алексей Щастный и ледокол «Ермак».

Согласно Брестскому миру, подписанному большевиками, все русские корабли должны были покинуть финляндские порты.

Договором предусматривалось, что пока лёд не позволяет осуществить переход, на кораблях должны были оставаться лишь «незначительные команды», которые легко могли быть захвачены немцами.

Щастный приказал флоту прорываться через лед, поставив во главе колонн ледокол «Ермак» и тяжелые линейные корабли.
 
 
Лев Троцкий
 
На самом деле Лев Троцкий планировал взять у немцев деньги за сданный Балтфлот и был взбешен, узнав, что Щастный увел флот практически у них из-под носа.

По иронии судьбы, первый «красный» комфлота Щастный, спасший «Аврору» от захвата немцами, прошел Русско-японскую войну вахтенным начальником на «Диане».
"Аврора" на Неве, 1918 год
Моряки Кронштадта в Петрограде
Были и реальные попытки уничтожить крейсер.

Однажды, в марте 1918 года, некий человек в солдатской шинели подошел к часовому, стоявшему у трапа «Авроры», передал ему сверток и, сказав, что подобрал на льду возле корабля, удалился.

Часовой вызвал дежурного. Поднявшись на палубу, дежурный услышал, что из свертка доносится тиканье часов, и отнес его старпому Борису Винтеру.

 
Чтобы исправить ситуацию, было решено отправить на Волгу 10 шестидюймовых орудий «Авроры» с соответствующим количеством зарядов и снарядов.

На Волге весной 1919 года авроровскими орудиями были вооружены пять плавучих батарей, переоборудованных из больших сухогрузных барж. Позднее с «Авроры» сняли и остальные орудия.

Ни одно из них никогда больше не возвратилось на крейсер.
Допрос в ЧК пленного кронштадтского матроса.
 
Зимой 1920 года с «Авроры» ушли последние моряки. С уходом команды прекратилось и отопление крейсера с берега.

Вскоре было обнаружено, что бывший председатель судового комитета Алексей Корунов похитил революционный красный флаг «Авроры».

Флаг был найден в личных вещах Корунова распоротым и предназначенным для пошива кофты. Похитителя арестовали, а дело передали в ЧК.
ВТОРОЕ РОЖДЕНИЕ
Командир крейсера Л.А.Поленов
на фото справа 1923 год.
В это время помощник командира гидрографическог о судна «Самоед» Лев Поленов, бывший мичман с «Авроры», готовится к экзаменам для поступления на гидрографический факультет Морской академии.

Подготовку прервал вызов в Реввоенсовет флота.

Поленову сообщили о решении партии приступить к восстановлению «Авроры», и от имени Реввоенсовета настоятельно предложили вступить в командование кораблем.
«Аврора» в Кронштадском доке в 1922 году
 
Флаги ВМФ СССР на эскадренных миноносцах «Войков» и «Калинин»
 
«Вдруг я наткнулся на фотографию крейсера «Богатырь», входящего в ворота Кронштадтской гавани. Якорь у него был поднят под клюз и сразу бросился в глаза. Я знал, что крейсеры «Богатырь» и «Олег» одного типа. «Богатыря» в тот момент уже не было, но затопленный у Кронштадтского фарватера «Олег» должен был иметь такие же якоря. Этот крейсер по водоизмещению примерно такой же, как «Аврора». Тогда у меня и возникла мысль: нельзя ли попробовать снять якоря с потопленного «Олега»? В Кронштадтском порту отыскали чертежи и схемы «Олега». Вес якоря — 275 пудов, вес якоря на «Авроре» — 276 пудов. Выход найден!»
писал в своих воспоминаниях Лев Поленов
К окончанию ремонтных работ внешний облик крейсера «Аврора» стал существенно отличаться от 1917 года.

В последующие годы «Авроре» предстоит поменять обличье еще не раз.
«Аврора» вышла из Кронштадта 18 июля 1923 года. Предстояли ходовые испытания крейсера, совмещенные с практикой курсантов.

На второй день стоянки на Большом Кронштадтском рейде вахтенный «Авроры» заметил пожар на форту «Павел», где находился склад 30 000 морских мин.

Курсанты сели в шлюпки и бросились на тушение пожара.
Форт горел и взрывался в течение суток. Огромные куски сцементированного кирпича от крепостных стен долетали не только до Котлина, но и до Ораниенбаума.

Много людей тогда было убито в радиусе 25 км от форта "Павел I", а стекол в домах Кронштадта и Ораниенбаума не осталось вообще.
 
24 июля 1923 года «Петроградская правда»

«Герои пали. Погибший В. В. Гедле, 28 лет... бывший флотский офицер, с самого начала революции работавший в рядах пролетариата. Обладая большими организаторскими способностями, он отдал Красному Флоту все свои знания и революционный долг.

Слушатель Казаков Константин, 28 лет... революционер, в числе первых поднявший оружие в защиту Советов. Он числился в первой десятке одесской Красной гвардии. Впоследствии участник многих боев с белогвардейцами. Он работал в отряде знаменитого Железнякова. Один из красных маршалов, посетивший на днях училище, рассказал, что Казаков вынес его из-под жестокого ружейно-пулеметного обстрела.

Слушатель Ушерович Моисей, 23 лет, также боец гражданской войны. Он не только участвовал в боях, но работал в подполье, в тылу у немцев, занявших революционную Украину.

Альтман Геральд, 19 лет, горел ярким огнем желания служить Республике и погиб за нее».
15 мая 1924 года «Авроре» было вручено шефское знамя ЦИК СССР.Делегацию со знаменем возглавляли члены ЦИК СССР Енукидзе, Смидович и Петровский. Помимо прочих, в состав делегации вошел поэт Демьян Бедный.

Церемония проходила на рейде, где выстроились все корабли Балтийского флота.

Под звуки «Интернационала» , исполнявшегося корабельными оркестрами, и крики «ура» команд, выстроенных по большому сбору, товарищ Смидович передал знамя командиру «Авроры».

Затем товарищ Енукидзе вручил командиру крейсера шефский подарок — две тысячи рублей, предназначенных на культурно-просветительную работу.

В своем выступлении он подчеркнул: «С особенным чувством мы вступили на этот корабль который первым возвестил начало Октябрьской революции».
 
 
В 1924 году «Аврора» совершила свой первый дальний поход под советским флагом. Вместе с «Авророй» пошло и учебное судно «Комсомолец».

На эти дни в Берген приехала Александра Коллонтай, посол СССР в Швеции и Норвегии.

На борту «Авроры» она от имени ЦИК СССР вручила ордена Красного Знамени курсантам военно-морского училища Елисееву, Моралеву, Полещуку, Сидельникову и Сокольскому.

Их наградили за отвагу и мужество во время тушения горевших мин на форту «Павел».
Александра Коллонтай
 
«Аврора» в Архангельске. Август 1924 г.
В 1927 году крейсер принял участие в съемках фильма Сергея Эйзенштейна «Десять дней, которые потрясли мир» .

В прокате он вышел под названием «Октябрь».

«Аврора» играла в нем саму себя. Корабль вышел в Неву и встала на то самое место, где находилась 25 октября 1917 года.
Сергей Эйзенштейн во время работы над фильмом «Октябрь»
 
С 1928 года крейсер ежегодно совершает учебные походы с курсантами за границу. «Аврора» посетила Копенгаген, Свинемюнд, Осло, Берген.
До начала Великой Отечественной войны каждую весну «Аврору» на буксире выводили на Восточный Кронштадтский рейд.

Здесь на ней проходили практику курсанты первых курсов военно-морских училищ.

Зимой крейсер возвращали к набережной Лейтенанта Шмидта и швартовали рядом с памятником адмиралу Крузенштерну.
В 1940 году Наркомат ВМФ СССР стал решать вопрос о дальнейшей судьбе крейсера. Боевое значение его было утрачено, да и требованиям учебного корабля он уже не отвечал. Созрело решение — разделать «Аврору» на металлолом.

Крейсер от разделки «на иголки» спасли подводники, которым нужен был несамоходный корабль в качестве штабного судна.

С 17 октября 1940 года «Аврора» стала плавбазой бригады подводных лодок, дислоцированных в порту Ораниенбаум. Для несамоходной плавбазы имя не предусмотрено, поэтому весной 1941 года нарком ВМФ Николай Кузнецов подписал приказ о наименовании «Авророй» одного из заложенных на стапелях Ленинграда крейсера проекта 68-К (типа «Василий Чапаев»).
 
Крейсер проекта 68-К «Железняков»
 
В начале Великой Отечественной войны вооружение бывшей «Авроры» составляли: десять 130-мм орудий Б-7 образца 1913 года, четыре 76-мм универсальных орудия и 3-45 мм зенитных пушки.

Экипажем номерной плавбазы в количестве 260 человек командовал капитан 3 ранга Иван Саков.

Впрочем, несмотря на то, что в официальных документах крейсер теперь именовался несамоходной плавбазой, бронзовые буквы «Аврора» на корме корабля оставались нетронутыми.

Предполагалось, что при следующей постановке в док их аккуратно вырежут из борта и передадут доску с героическим именем в Военно-морской музей.
мемориальный комплекс на Дудергофских высотах
 
В июля 1941 года на «Авроре» начали демонтировать артиллерийское вооружение. Из 9 130-мм орудий сформировали береговую артиллерийскую батарею специального назначения, переданную войскам 42-й армии Ленинградского фронта. 76-мм орудия были переданы на малые корабли Чудской военной флотилии.

В истории обороны Ленинграда получила известность батарея «А», состоящая из авроровской артиллерии и расположенная на Дудергофских высотах.

По противнику батарея «А» впервые открыла огонь 6 сентября 1941 года. В течение недели батарея вела бой с немецкими танками, сражаясь в полном окружении до последнего снаряда. К исходу восьмого дня боёв из 165 человек личного состава вышли из окружения только 26.
Ораниенбаум. "Аврора" после многочисленных бомбежек села на грунт.
С начала сентября 1941 года порт Ораниенбаум постоянно бомбят немецкие самолеты. 11 сентября огонь по порту открывает немецкая сухопутная артиллерия.

С этого момента комбинированные артиллерийские и авиационные налёты происходят ежедневно. Хорошо наблюдаемая немецкими артиллеристами «Аврора» становится для них точкой пристрелки орудий. Каждый обстрел порта начинается с обстрела «Авроры».

Видя бессмысленность дальнейшего пребывания экипажа на борту судна, 26 сентября 1941 года командир Иван Саков своей властью размещает остатки экипажа в безопасном месте на берегу, оставив на «Авроре» постоянную вахту.

На следующий день за командиром и комиссаром приехали из военной контрразведки. Их обвинили в «паникёрстве» и «бегстве с корабля» и вскоре расстреляли.
4 октября 1941 года «Аврора» получила несколько прямых попаданий снарядов ниже ватерлинии.

Через пробоины крейсер принял большое количество воды, что вызвало опасный крен на правый борт. Спасая корабль от опрокидывания, трюмный машинист Косюков затопил соответствующие отсеки левого борта.

Корабль выровнялся, но осадка его увеличилась. Через некоторое время он сел на грунт, погрузившись в воду почти по верхнюю палубу с креном 3° на правый борт.

С крейсера сняли последнее 130-мм орудие и установили на бронепоезд «Балтиец».
Так крейсер «Аврора» потерял свое имя и умер во второй раз.
Aurora at anchor off Liverpool, April 1942
Тем временем крейсер "Аврора" продолжал сражаться немцами в Атлантике и Средиземном море.

Корабль его Величества (HMS – His Majesty Ship) «Аврора», водоизмещением 6 тысяч тонн, был построен в 1936 году на верфях Портсмута. Вооружение его также составляли 152-мм орудия.

Британская «Аврора» успешно дралась с немцами всю войну, сопровождая конвои и высаживая десанты в Италии и Франции.
«Британское правительство в феврале 1948 года передало Гоминьдану тяжелый крейсер «Чунцин» - величайший крейсер гоминьдановского флота. 25 февраля 1949 года офицеры и команда крейсера восстали, порвали с реакционным гоминьдановским правительством и присоединились к Китайскому Народному флоту».
Мао Цзэдун
писал в мемуарах
крейсер «Чунцин» после подьема
Летом 1944 года Совет Народных Комиссаров СССР постановил открыть в Ленинграде 2-е Нахимовское военно-морское училище (1-е было создано годом ранее в Тбилиси, - прим.ред.).

Исполнительный комитет Ленинградского городского Совета депутатов трудящихся принял постановление, по которому «Аврору» надлежало установить у Петроградской набережной в качестве музея-памятника истории флота и учебного блокшива Ленинградского Нахимовского военно-морского училища.

Нарком ВМФ Николай Кузнецов отменил приказ о передаче имени «Аврора» новому крейсеру.

Впрочем, тот крейсер так и не был построен, во время блокады его недостроенный корпус разобрали на металл.
С «Авроры» сняли котлы и бортовые машины, гребные винты, кронштейны бортовых валов и сами валы, а также часть вспомогательных механизмов.

Установили вооружение, стоявшее на корабле в 1915 году: четырнадцать 152-мм орудий Канэ и четыре 45-мм салютные пушки. Орудия нашлись в Кронштадтском арсенале.

Несколько из них принадлежали разобранной в 1925 году на металл «Диане», остальные в разное время стояли на фортах Кронштадтской крепости.

С верхней палубы удалили остатки исторического тикового покрытия и положили сосновые доски.
23 октября 1945 года «Аврору» предоставили в распоряжение киностудии им. Горького для съемки картины «Крейсер Варяг».

«Аврору» «загримировали» под «Варяг» - установили четвёртую, фальшивую, трубу, сделали носовое украшение и командирский балкон в кормовой оконечности.

Киносъемки на крейсере продолжались почти год - до конца сентября 1946-ого.
кадр из фильма Крейсер "Варяг" (1946)
 
Накануне празднования 30-летия Октябрьской революции крейсер временно поставили на место «исторического залпа».
КОРАБЛЬ-МУЗЕЙ «АВРОРА»
«Здесь хочется припасть губами к каждому сантиметру палубы...»
Герман Титов, летчик-космонавт (запись в книге гостей крейсера «Аврора»)
 
Газета «Известия», 1962 год
«На палубе звоном наполняются уши. Бьют склянки. Посетитель редко воспринимает их как отсчет времени, скорее как сигнал к отправлению. И действительно, происходит «отплытие»: «Аврора» уходит в глубь истории, в 1917 год, в главный день века — 25 октября, плывет по морям и океанам своей судьбы.

Разумеется, малочисленная группа штатных экскурсоводов музея не может обслужить гигантский поток посетителей. К счастью, все или почти все матросы и старшины на крейсере — экскурсоводы. Просто поразительно — почти все.

Вести экскурсию по кораблю сложно. В его биографии — и Цусимское сражение, и война 1914 года, и многочисленные походы в дальние страны, и Великий Октябрь, и осажденный Ленинград. В корабельном музее более шестисот экспонатов!

У матросов срочной службы жизнь расписана по минутам. Экскурсии проводятся в свободное, личное время. Зато, представьте, как это здорово, когда, отстояв вахту, сбросив рабочую робу, выходит к трапу стройный экскурсовод лет девятнадцати-два дцати, в бушлате, в бескозырке и говорит посетителям:

— Здравствуйте, товарищи! Я — старший матрос Алехин Владимир Константинович — сегодня познакомлю вас с историей легендарного корабля.

Алехин — с рыжеватыми усиками, с живыми, пытливо-подвижны ми глазами. Держится свободно. Над шляпами, беретами, платками, фуражками — его бескозырка. Парень рослый. Загорающиеся глаза. Речь немного тороплива. Может быть, виною колючий ветер на палубе: рядом поеживается не привыкшая к холоду смуглолицая туркменка.

Носовая часть крейсера. У бакового шестидюймового орудия, из которого комендор Евдоким Огнев дал сигнальный выстрел по Зимнему, как всегда, многолюдно. Туристы, разговаривающие по-испански, — видимо, гости из Латинской Америки — о чем-то темпераментно спорят. Один из них — молодой, серьезный, с профилем Ильича на лацкане пиджака — делает пометки в большом блокноте; вопросы задает не праздные, не простым любопытством продиктованные:

— Сколько войск было у Керенского?

— Какое превосходство в силах было у Ленина?

— В чьих руках были вокзалы? Телеграф?

Все очень внимательно слушают ответы. Следят за речью экскурсовода, потом — переводчика.

Наконец место возле бакового орудия освобождается. Группа Алехина располагается для фотографирования . Легко одетая туркменка становится поближе к замолкшему экскурсоводу. Ветер треплет ее шарфик, шевелит тугие черные косы. Холодно. Если б не столь официальная обстановка, Володя Алехин надел бы ей на плечи свой теплый бушлат. Но сейчас нельзя. Поэтому и лицо его кажется строже, чем требуют обстоятельства, и рыжие усики кажутся колючими.

— Плотнее, плотнее! — командует фотограф. — Историческое орудие! Снимок на всю жизнь!..

Не будет преувеличением, если мы скажем: в музее «Авроры» интересно все! Однако обо всем не расскажешь.»
Окончательная канонизация «Авроры» произошла в 1967 году, когда в честь 50-летнего юбилея революции крейсер вновь произвел холостой выстрел из бакового 152-мм орудия, ровно в 21 ч. 45 мин.
К концу 1970-х годов корпус «Авроры» пришёл в аварийное состояние.

После выработки предложений специально созданной комиссии, которую возглавил Главнокомандующий ВМФ адмирал флота Советского Союза Сергей Горшков, в августе 1984 года начался капитальный ремонт корабля на судостроительном заводе им. Жданова (ныне «Северная верфь», - прим. Ред.).
Восстановительный ремонт крейсера "Аврора" на заводе имени Жданова, 1984-1987гг.
(фотогалерея)


На заводе «Аврору» разобрали на отдельные элементы. Подводную часть корпуса, ниже карапасной палубы, заменили на новодельную, выполненную из современной стали, точную копию исторической.

При этом были сохранены фигурные литые бронзовые штевни оконечностей корпуса и рама пера руля.


В 1987 году, к 70-й годовщине революции, капитальный ремонт был завершен. Заводчанам удалось приблизить внешний облик крейсера к состоянию на 1917 год.
 
Отрезанная подводная часть крейсера была отбуксирована к поселку Ручьи в Ленинградской области.

Торчащие из воды части остова в 1980-х растащили на стройматериалы местные жители близлежащего посёлка.
«Аврора» в Ручьях. Последнее пристанище легендарного крейсера
 
Буксировка крейсера к месту стоянки.1987 год.
 
Военный экипаж на «Аврору» вернулся в 2013 году, а 21 сентября 2014 года «Аврору» отбуксировали на очередной капитальный ремонт в док Кронштадтского морского завода.
 
Вернуться к списку новостей