Виктор Викторович Конецкий - один из основателей Клуба подводников.
Сценарист, писатель-маринист, капитан дальнего плавания.
6 июня 1929, Ленинград — 30 марта 2002, Санкт-Петербург.
Окончил Первое Балтийское высшее военно-морское училище (1952).
Ходил штурманом на аварийно-спасательных судах в Арктике.
С 1953 по 1955 год служил на судах 441-го Отдельного дивизиона Аварийно-спасательной службы Северного флота. Впоследствии некоторые его наблюдения легли в основу новеллы «Путь к причалу» и одноимённого фильма. В марте 1955 года Виктор Конецкий демобилизовался, а уже в мае в должности капитана МРС-823 участвовал в перегоне судов по Северному морскому пути из Петрозаводска до Петропавловска-Камчатского. Это был первый в истории переход каравана малых судов в условиях Арктики. В этом же году Виктор Конецкий вступил в Литобъединение при Ленинградском отделении Союза писателей СССР. Первый рассказ — «В море» — был опубликован в 1956 году, в альманахе «Молодой Ленинград», а уже в мае 1957 года вышел и первый сборник рассказов — «Сквозняк».
В начале 60-х годов его приглашают в качестве сценариста для работы в кинематографе: в творческом соавторстве были созданы сценарии таких фильмов, как «Полосатый рейс», «Путь к причалу», «Тридцать три».
С 1964 по 1986 год совмещал работу в морском флоте и литературную деятельность, прошёл путь от четвёртого помощника капитана до капитана дальнего плавания. За это время побывал в плаваниях в различных районах Мирового океана от Арктики до Антарктики, в портах разных стран мира, четырнадцать раз прошёл Северным морским путем.
Виктор Конецкий — автор более пятидесяти литературных произведений, многие из которых изданы не только в России, но и за рубежом. Повесть «Завтрашние заботы», впервые опубликованная в журнале «Знамя», сразу снискала ему читательскую любовь. Эта и другие повести, в том числе «Среди мифов и рифов», «Солёный лед», «Морские сны», переведены на несколько языков. Но самым главным творением Конецкого стал роман-странствие «За Доброй Надеждой» в восьми книгах. Этот роман создавался им с 1969 по 2000 год и в его основу легли личные впечатления писателя от работы на морском флоте.
Похоронен на Смоленском кладбище Санкт-Петербурга.
Имя Виктора Конецкого занесено в Листы Памяти «Золотой Книги Санкт-Петербурга». В подтверждение заслуг капитана и писателя ведущая российская судовладельческая компания «Совкомфлот» приняла решение назвать его именем танкер нового поколения.
Именем Виктора Конецкого назван морской буксир пр. 745 мбс, спущенный на воду в декабре 2012 г., вступивший в состав ВМФ 4 декабря 2013 года.
ПРИЗЫ И НАГРАДЫ
Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени (12.04.2000).
Орден «Трудового Красного Знамени» (1984).
Два ордена «Знак Почёта» (1971, 1979).
Знак Чести «Серебряный Крест Георгиевского Союза» (2001).
РАПОРТ О ЛОПАТЕ.
ОН ПИСАЛ КНИГИ ТАК, ЧТО ХОТЕЛОСЬ СТАТЬ МОРЯКОМ.
Писатель-Маринист, капитан дальнего плавания. Он писал книги так, что хотелось стать моряком. Он писал так, что было понятно - море - это тяжёлый труд. Он писал так, что каждый моряк гордился. что он моряк!
Афоризмы и цитаты Виктора Конецкого.
Взрослея, моряк начинает все осторожнее говорить о морях и ветре, о мужестве и трусости. Он все больше понимает мудрость молчания и осторожности.
Главное в нашей морской жизни – не таить чего-нибудь в себе.
Главное, что я понял, наблюдая своего первого капитана, его правило: «Конечно, люди всегда помогут, но, если ты пошел в море, знай, что ты должен уметь надеяться только на самого себя. Ты должен знать свое дело и принимать на себя любую ответственность. И когда ты принимаешь на себя ответственность, забудь о том, что кто-то может тебе помочь».
Как бы ни был прекрасен штормовой океан, самое хорошее то, что рано или поздно он стихнет. Штормовая погода изнуряет и привычных людей. Зато после жестокого шторма утренняя природа может одарить тем, чего нам так не хватает, – нежностью. Пожалуй, утреннее штилевое море при ясном небе нежнее всего на свете. И целомудреннее.
Капитан – это голова корабля, парохода или теплохода. Таким образом, у капитана два туловища – одно его собственное, а второе – это корабль, пароход или теплоход.
Конечно, тому, кто страдает морской болезнью, лучше не читать этот гимн волнам. Когда плавание затягивается, и я уже устаю от безбрежности океана и уже мечтаю о возвращении, то иногда во сне начинает мерещиться шум берегового прибоя.
Любовь к морю – детское чувство. Она не мешает ненавидеть купание. И в этом большой смысл. Нас тянет в огромные пространства вод не потому, что мы водолюбивые существа. Мы можем утонуть даже в бочке дождевой воды. Мы любим не воду, а ощущение свободы, которое дарят моря. Наш плененный дух всегда мечтает о свободе, хотя мы редко даем себе в этом отчет.
Мало кто задумывался и над тем, что море, вода подарили людям понятие волны. Волна, накатывающаяся век за веком на берега, колеблющая корабли, натолкнула на одну из основных идей сегодняшней физики – о волновой теории света, волновой сущности вещества. Волна подарила и ритм. В основе музыки, может быть, лежит ритм волн и ритм движения светил по небесам. Потому музыка и проникает в глубины мировой гармонии дальше других искусств. Сам звук тоже имеет волновую природу. Медленный накат волны на отмель, вальс и ритм биения человеческого сердца чрезвычайно близки. Потому вальс невредимым пройдёт сквозь джазы.
Море – такое же серьезное понятие, как земля, смерть, жизнь и любовь. Я привык думать о море, как о разумном существе. Всегда кажется, что оно знает мои мысли и ведает мои намерения... Оно умеет заглядывать в душу, это мокрое соленое существо, которое двигается всегда, которое не знает, что такое покой, которое никогда не может удобно улечься в жесткое ложе своих берегов.
...Моряки уже привыкли – и в этом есть необходимость – ощущать себя частицей экипажа... главное у каждого обязательство перед всеми, нет лишних на судне, каждый обязан делать своё дело, причем не откладывая...
Моряк тот, кто отвечает не только за самого себя. Моряк должен все время помнить о других.
Океан и море – разные вещи. Недаром эти слова разного рода. Океан – мужчина. Море – не мужчина и не женщина. Оно именно «оно». Море принадлежит океану и является частью его, хотя обязательно имеет свой нрав, характер и свои каверзы.
Спокойствие на море – решающее качество.
Тот, кто давал присягу, знает: могучая, проникающая в глубину сердца и души сила! Моряки не обсуждают свой флаг. И чем порядочнее, честнее человек, тем мучительнее ему присягу нарушить. И еще каждую секунду видеть, что в искренность твою не верят, что почитают тебя приспосабливающимся к обстоятельствам трусом.
Флотоводец наверху не зависит от неба, внизу не зависит от земли, посередине не зависит от человека.
Публикация Николая Каланова.
17 сентября 1997 года, Петербург. Наши гости из США с Виктором Конецким. Виктор Викторович ценил моряков и не делил их на друзей и врагов!