Борис Айзенберг — Ещё немного о К-56 :
"Столкновение гвардейской атомной подводной лодки К-56 с судном "Академик Берг" стало очередным трагическим происшествием для нашего флота и пополнило печальную статистику столкновений судов с лодками по миру в целом. Но сегодня хотелось бы вспомнить о подвиге офицеров 2-го отсека К-56 - капитане 1-го ранга Лениславе Филипповиче Сучкове (2-я фотография) и капитане 2-го ранга Леониде Матвеевиче Пшеничном (3-я фотография). В критический момент они не поддались панике и пожертвовали собой ради спасения других моряков. Простой обыватель, вероятно, скажет: "Ведь можно было поступить иначе". Это их правда, но тогда, июньской ночью 1973 года:
"...Ленислав Филиппович Сучков бросился вместе с инженером-механиком Леонидом Пшеничным перекрывать лаз в третий отсек, куда уже успели перескочить девять человек. В том числе и замполит, который обязан был находиться в аварийном отсеке и, как велит Корабельный устав, «принимать все меры по поддержанию высокого политико-морального состояния личного состава, мобилизовать его на энергичные и инициативные действия по борьбе с аварией». Всем этим пришлось заниматься Сучкову и Пшеничному. Оба прекрасно понимали - если паническое бегство в третий отсек продолжится, то затопит и его. А это верная гибель всего корабля и двух экипажей. На дно уйдут полтораста человек, не говоря уже о ядерном реакторе и ракетах с атомными боеголовками. Но именно в этот, пока ещё сухой, отсек, рвались обезумевшие от ужаса матросы-новобранцы. Инстинкт самосохранения утраивает силы. Молодые крепкие парни пытались отшвырнуть тех, кто встал на пути к их спасению. Они не разбирали ни званий, ни должностей — молотили кулаками направо и налево. Пшеничный держал рычаг запора, навалившись на него всем телом, а Сучков отбивался от нападавших. Схватка была недолгой. Ядовитый хлор, поднимавшийся из аккумуляторной ямы, быстро сделал своё дело. Потом патологоанатомы установят, что ни у кого из двадцати семи погибших воды в лёгких не было. Газ убил всех до того, как море заполнило трёхпалубный отсек. Но ни хлор, ни вода, ни страх смерти не смогли помешать офицерам выполнить свой последний долг. Капитан 2-го ранга Леонид Пшеничный погиб с рычагом кремальеры в закостеневших руках, как погибали в бою солдаты, не выпустив оружия".
Итог катастрофы - 28 погибших, 27 из них погибли во 2-м отсеке. Лодку удалось довести до отмели, сумев тем самым спасти остальных..." (с).
Мой покойный друг и сослуживец Александр Терещенко (1950-2016 гг.) участник тех трагических событий на К-56 оставил после себя несколько книг, в том числе «Подводники на гране жизни и смерти» и «Рыцари Восточного бастиона» в которых описаны эти события. Так же об этом можно почитать в этой публикации, где есть воспоминания его друга и сослуживца по К-56 капитана 1 ранга Юрия Калошина (в то время командир электро-навигационной группы БЧ-1, потом и ком БЧ-1) .https://regnum.ru/news/accidents/2286076.html
Отзыв: Спасибо, Игорь. Сыновья капитана 1 ранга Л. Ф. Сучкова. Контр-адмирал В. Сучков и капитан 1 ранга С. Сучков.