Служба в подводном флоте изначально не была простой и никогда не будет легкой. Поэтому вряд ли кого удивляет, что военных моряков-подводников и в мирное время чаще других отмечают высокими государственными наградами. Так вышло и с капитаном I ранга Дмитрием Масловым, который стал Героем России в 35 лет, и мы по горячим следам представили его в проекте "Русское оружие".
Тогда, в декабре 2020-го, опираясь на первое сообщение Минобороны, смогли лишь уточнить, что высокое признание нашло командира-подводника в должности начальника штаба 24-й дивизии Подводных сил Северного флота. А к званию Героя Дмитрия Маслова представляли как командира многоцелевой АПЛ "Гепард" из состава этой самой дивизии. Детали представления не разглашались, а формулировка из наградного указа обтекаемая: "за выполнение специальных задач, связанных с риском для жизни во время одного из дальних походов".
Еще мы рассказали о том, что капитан I ранга Маслов стал четвертым Героем России среди командиров атомных подводных лодок в 24-й дивизии. До него этого звания были удостоены командир АПЛ "Волк" Алексей Буриличев (1996 год), командир АПЛ "Пантера" Сергей Справцев (1999), командир 608-го экипажа Алексей Дмитров (2012). Вместе с Дмитрием Масловым высокими наградами отмечены 13 моряков-подводников из его экипажа, отличившихся при выполнении сложного и рискованного задания. Детали таких походов до поры до времени не раскрывают, но их результатами с полным правом гордятся.
Вот и нынешний командир 24-й дивизии Подводных сил Северного флота контр-адмирал Сергей Старшинов в недавней программе "Военная приемка" на телеканале "Звезда" не без гордости рассказал, что сейчас экипажи АПЛ в его соединении проводят в море в среднем за год около 150 суток, из них 120-130 - непосредственно под водой. А экипаж Маслова на "Гепарде" всего за один поход "намотал" почти девяносто.
- Это был очень продолжительный поход, один из самых продолжительных походов нашей дивизии, - подтвердил уже сам Дмитрий Маслов, когда оказался перед микрофоном и телекамерой. - Поход был в дальнюю морскую зону, с задачами…
- Дальняя морская зона не в районе Северной Америки? - перебил подводника тележурналист. И диалог на этом прервался.
Капитан I ранга Маслов в своей нынешней должности начальника штаба 24-й дивизии лишь молчаливо улыбался в ответ на понятное желание коллег-журналистов "Звезды" прояснить, чем выделялся этот поход, где пролегал и какие цели преследовал. А высказался командир-подводник как прирожденный дипломат:
- Подлодка "Гепард" выполнила задачи подледного плавания с оценкой "отлично". Очень хорошо зарекомендовала себя в арктической зоне - как будто специально для этого и была создана... Плавание подо льдом, накладывает свои ограничения. В частности, отсутствует возможность всплытия в любой момент…
- Вы же можете пробить лед!
- Пробивать можно лед толщиной только до одного метра, - дал справку командир. - В дальнейшем (в условиях более тяжелых льдов - Авт.) можно повредить конструкции легкого корпуса. Поэтому желательно все-таки находить полынью…
Это минус. А какие же плюсы у самых коротких - арктических - маршрутов в другое полушарие? Подо льдом - как в метро: выйти-всплыть, где захочешь, нельзя, зато быстрее, чем кружным нахоженым путем через Атлантику. Но главное - разведка с воздуха вас не засечет.
- Средств обнаружения подо льдом не существует, - подтвердил Дмитрий Маслов. - Ни спутниковых систем, ни гидроакустических. Если подводную лодку потерять подо льдом, то найти ее можно лишь в тот момент, когда она выйдет из-подо льда…