Crazy Ivan. Как у берегов США погибла АПЛ К-219

35 лет назад матрос Сергей Преминин предотвратил ядерную катастрофу у побережья США

 

https://m.gazeta.ru/science/2021/10/02_a_14045209.shtml

3 октября 1986 года произошла авария на советской атомной подводной лодке К-219, которая едва не привела ко «второму Чернобылю» у побережья США. В одной из шахт субмарины произошел взрыв баллистической ракеты, а через три дня лодка затонула в Атлантическом океане. Четверо из 119 членов экипажа погибли.

35 лет назад случилась катастрофа, последствия которой могли превзойти Чернобыльскую в тысяче километров от побережья США, к северо-востоку от Бермудских островов. На стратегической советской атомной подводной лодке К-219 произошел взрыв, и 6 октября она затонула на глубине 5500 м.

К-219 строилась с мая 1970 года по проекту 667А «Навага» в Северодвинске, ее спуск на воду состоялся 31 декабря 1971 года. Говорят, что бутылка шампанского при этом сразу не разбилась.

По классификации НАТО этот тип подводных лодок обозначался как Yankee I. В феврале 1972 года судно вошло в состав Северного флота с базированием в Гаджиево, в Мурманской области, а в 1975 году оно было модернизировано по проекту 667АУ «Налим», что позволило установить на нем ракеты с ядерными боеголовками с увеличенной дальностью — до 3 тыс. км. На борту имелось также шесть торпедных аппаратов, причем две из шестнадцати торпед также несли в себе ядерные заряды.

31 августа 1973 года на К-219 уже случился инцидент, в чем-то аналогичный тому, что погубит подлодку тринадцать лет спустя. В ракетную шахту №15 из-за разгерметизации начала проникать вода, вступившая в реакцию с одним из компонентов ракетного топлива — димером диоксида азота. Это было вполне типичное явление для того времени. Образовавшаяся в результате реакции азотная кислота разъела систему подачи топлива, сработала система пожаротушения, один член экипажа погиб, несколько других отравились компонентами ракетного топлива, ракетная шахта оказалась затоплена, однако субмарина при этом самостоятельно добралась до базы, и в дальнейшем шахта №15 была просто заварена и не использовалась.

4 сентября 1986 года подводная лодка, сменив перед этим экипаж и командира, которым стал капитан 2-го ранга Игорь Британов, вышла на свое последнее дежурство к берегам Америки. Экипаж был переведен с аналогичной субмарины К-241, обновившись при этом на треть. Боцмана заменили буквально за два часа до отплытия. Такое в годы напряженного противостояния с США тоже случалось очень часто, и чрезвычайные ситуации следовали одна за другой, со времен предыдущей аварии подводной лодки не прошло и полгода.

Вернуться к списку новостей