Атака в Скапа-Флоу

В истории Второй мировой войны, а в частности войны на море, есть события и имена людей, которые были одновременно окружены как ореолом высокого военного профессионализма, так и таинственности.


Одним из таких ярких событий является проникновение немецкой подводной лодки U-47 под командованием капитан-лейтенанта Гюнтера Прина в самое сердце Королевского военно-морского флота Великобритании, ее святая святых – стоянку Скапа-Флоу (Scapa Flow), расположенную на севере Шотландии, на Оркнейских островах. Легко обойдя боновые заграждения, минные поля и блокшивы, подводная лодка U-47 совершила торпедную атаку на корабли, находившиеся в то время на стоянке, и так же легко вернулась к себе на базу.

Вторым элементом данного события стало его тесное переплетение с таинственной личностью, которая мифами и легендами накрепко привязана к атаке в гавани Скапа-Флоу – офицером немецкой военной разведки, что и навел немецкую субмарину на британские корабли. Имен у этого таинственного незнакомца очень много – это и Альфред Ортель, и Альфред Вехринг, и Альберт Эртель...

Начнем по порядку.

Идея проникновения немецких подводных лодок в гавань Скапа-Флоу витала в воздухе еще в Первую мировую войну, а находившийся там британский Королевский флот был весьма и весьма заманчивой целью для кайзеровских субмарин.

Британское адмиралтейство избрало эту удобную во всех отношениях природную гавань на Оркнейских островах для своей якорной стоянки, и ранее все попытки немецких подводников проникнуть в нее для нападения на английские корабли заканчивались неудачей.

Когда началась Вторая мировая война, немецкие моряки вновь вернулись к своей давней идее атаковать британский флот в его главной базе – Скапа-Флоу. Командующий подводными силами Германии Карл Дениц все же считал, что такая операция имеет шансы на успех.

Для сбора предварительной информации к Оркнейским островам на разведку была послана подводная лодка U-14 под командованием обер-лейтенанта Виктора Эрна, которая добыла ценные данные о морских течениях, маяках и системе обороны главной британской базы, а разведывательные самолеты люфтваффе обеспечили немецкий штаб подводных сил хорошими аэрофотоснимками всех препятствий в каждом из проходов в гавань.

Внимательно изучив их, Дениц пришел к выводу, что система обороны главной стоянки британского Королевского флота имеет серьезные изъяны. Если основные входы в гавань защищались противолодочными заграждениями и охранялись сторожевыми кораблями, то небольшим проливам, которых было множество, британское адмиралтейство не уделило должного внимания, рассчитывая на то, что вражеская субмарина сквозь них пройти не сможет.

Это и было ошибкой.
Как пишет адмирал Карл Дениц в своих мемуарах «Десять лет и двадцать дней», изданных после войны, операция по проникновению в главную стоянку Королевского флота в глубокой тайне и с немецкой тщательностью готовилась в штабе немецких подводных сил, в детали разработки которой был посвящен только весьма ограниченный круг военно-морских специалистов.

Основными трудностями при скрытом проникновении подводной лодки в гавань Скапа-Флоу, кроме мин, бонов и блокшивов, были необычные течения, имеющие скорость около 10 миль в час. А при этом максимальная скорость субмарины составляет не более 7 миль в час, и она просто не в состоянии противостоять такому мощному течению.

Тщательно проанализировав все эти трудности, Деницу операция против Скапа-Флоу казалась чистейшей воды авантюрой, но, поразмыслив, он все же решил, что стоит попытаться, и выбор его пал на капитан-лейтенанта Гюнтера Прина, командира подводной лодки U-47, который, на его взгляд, обладал всеми личностными и профессиональными качествами, необходимыми для выполнения такого задания.

Адмирал передал кандидату на операцию все собранные им материалы и предоставил ему самому возможность решить за 48 часов, возьмется он за такую задачу или нет. После раздумья капитан-лейтенант Прин предложение принял и на следующий день доложил Деницу о готовности выполнить это задание.

Атаку назначили на ночь с 13 на 14 октября – этому выбору способствовали тихая погода и новолуние. А целью операции была торпедная атака на корабли, которые, по информации немецкого морского штаба, находились в гавани, поэтому было решено, что субмарина на борту будет иметь только торпеды и ни одной мины.

Утром 8 октября 1939 года, соблюдая секретность, U-47 вышла из Киля и, осторожно передвигаясь, двинулась к Оркнейским островам. И утром 13 октября подошла ко входу к бухте Скапа-Флоу, где капитан-лейтенант Прин и сообщил экипажу его главную задачу. Идя на такое ответственное задание, Гюнтер Прин сознательно избегал любых контактов с судами, даже если они и представляли собой заманчивые цели для атаки.

Прибыв ко входу в бухту, Гюнтер Прин решил дождаться темноты, и с наступлением сумерек, преодолевая встречное течение и избегая столкновения с ограждениями, лодка незамеченной прокралась в Скапа-Флоу.

Войдя в бухту, Прин испытал величайшее разочарование – вопреки информации, собранной авиаразведкой, якорная стоянка была пуста! Все главные силы британского флота находились в море. И только лишь спустя полчаса ему удалось заметить два корабля: линкор «Королевский дуб» (Royal Oak) и старый авианосец «Пегасус» (Pegasus), и с расстояния четырех тысяч ярдов он выпустил четыре торпеды. Но один аппарат не сработал, а из трех выпущенных торпед только одна взорвалась у линкора.

Перезарядив торпедные аппараты, Прин провел вторую атаку, выпустив по «Королевскому дубу» еще четыре торпеды, две из которых взорвались, сдетонировав артиллерийские погреба. В воздухе прозвучал оглушительный взрыв, разорвавший линкор водоизмещением 31 200 тонн на две части. В воздух полетели обломки, атакованный линкор опрокинулся и за 23 минуты затонул, унеся жизни командующего Второй дивизией линкоров контр-адмирала Генри Блэнгроува и 832 моряков (из 1 234 человек) – членов его команды.

Несмотря на поднявшийся после торпедной атаки в Скапа-Флоу переполох, Прину удалось так же незаметно выскользнуть из гавани, пройдя обратно тем же путем, и взять курс на Вильгельмсхафен, куда субмарина в сопровождении двух эсминцев и прибыла спустя трое суток.

В Вильгельмсхафене ее уже встречала ликующая толпа, военный оркестр и гросс-адмирал Редер, который поднялся на борт лодки и лично пожал руку всем морякам, вручив каждому Железный крест II класса.

После этого Прин и его экипаж на личных самолетах Гитлера улетели в Берлин, где их всех встретили как триумфаторов – все улицы по пути от аэродрома до отеля «Кайзерхоф» были забиты ликующей толпой, оравшей «мы хотим Прина», и он лично доложил фюреру о ходе операции. Гитлер принял их в своей рейхсканцелярии и наградил Прина Рыцарским крестом, а вечером в Винтергантер театре моряков принимал Геббельс.

Своими смелыми действиями капитан Прин заслужил высокую оценку даже у противника.

 

https://topwar.ru/188369-ataka-v-skapa-flou.html?fbclid=IwAR3vyp4RbvfLiifv0dbNUx6HrZpLNwz460TLiyPhw6PbUzcviygywW1tzyk

Вернуться к списку новостей