Мастера подводной стихии

https://mayaksbor.ru/news/society/mastera_podvodnoy_stikhii/?fbclid=IwAR2DSGmJ9oProq32vKPVeM6EHB0gFZ0avM4arfZZ1er8vUC_zHl61g0WoDw

 

Автор: Нина Князева

19.03.2015  -  00:00

Они могли преследовать любую субмарину и оторваться от любого преследования, в том числе — уклониться от торпеды. По скорости и маневренности они не имели равных в мире. Советские атомные подводные лодки с титановым корпусом проектов 705, 705 К «Лира», предназначенные для уничто­жения субмарин противника, называли подводными истребителями. Это был единственный в мире серийный проект атомных подводных лодок на реакторе с жидкометаллическим теплоносителем.

В марте 1975 года в сосновоборском Учебном центре был сформирован экипаж подводной лодки этого нового проекта — К‑463, командиром был назначен капитан 1 ранга Виктор Викторович Гринкевич, помощником — Игорь Алексеевич Горелов. Предстояли два года учебы и последующая служба на уникальной подлодке. Из этого экипажа вышли Герой Российской Федерации, 3 адмирала, 5 командиров атомных подводных лодок и много высококлассных специалистов.
Через 40 лет, 14 марта 2015 года, уникальный коллектив снова побывал в Сосновом Бору по приглашению начальника Учебного центра ВУНЦ ВМФ «Военно-морская академия», капитана 1 ранга Сергея Александровича Белобородова. Его большая заинтересованность и личное участие в подготовке мероприятия позволили ветеранам ощутить всю радость встречи, тепло и внимание нынешних моряков.
«Учебный центр изначально был построен для наших кораблей, — вспоминает капитан 1 ранга Алексей Георгиевич Потехин, служивший на К‑463 старшим инженером по техническим средствам кораблевождения. — Когда мы начинали здесь учебу, открылась первая кафедра — кораблевождения, начальником которой был капитан 1 ранга Олег Сергеевич Певцов, участник первого похода на полюс лодки К‑3 „Ленинский комсомол“. Потом мы еще приезжали сюда на подготовку, видели, как строились новые корпуса…».
«Фундаментальная подготовка по знанию технических устройств подводной лодки, осуществляемая тогда в УЦ, позволяла устранить аварийные ситуации на никем до нас не исследованной материальной части», — рассказывает техник паротурбинной установки, старший мичман Александр Аркадьевич Окуловский. «Даже те, кто изобрел и создал технику на нашей подводной лодке, не знали, какова она в эксплуатации. Все мичманы нашего экипажа имели высшее техническое образование».
Служивший на К‑463 в 1986–87 годах старшим помощником командира Алексей Витальевич Буриличев (ныне — вице-адмирал, Герой России) напомнил, что в 80‑е годы Военно-Морской флот СССР по качеству был равен самому сильному в то время флоту — объединенному флоту стран НАТО, но произошедший вскоре развал страны изменил ситуацию. И только спустя четверть века, в начале 2000‑х, в России был взят курс на модернизацию флота Вооруженных сил, в том числе и подводного флота. «Впереди — новые задачи, и сосновоборский центр будет учить новых специалистов для современных кораблей» — не сомневается вице-адмирал.


Морская семья

Одну из сложнейших в мире профессий капитан I ранга Игорь Игоревич Горелов, заместитель начальника Учебного центра ВУНЦ ВМФ «Военно-морская академия», выбрал не случайно. Оба его деда были военными моряками, офицерами флота.
Отец, Игорь Алексеевич Горелов, после окончания Высшего морского училища радиоэлектроники имени Попова, служил на головной подлодке 671 проекта К‑38 под командованием известного подводника Е. Д. Чернова, ставшего впоследствии адмиралом и Героем Советского Союза, затем продолжил службу на кораблях нового проекта. На подводной лодке К‑463 он служил в должности помощника командира. В 1982 году, в первом автономном выходе экипажа, капитан 3 ранга И. А. Горелов погиб в Атлантическом океане на боевом посту. За мужество и героизм посмертно награжден орденом «Красной Звезды».
Игорь Игоревич Горелов служил на атомных подводных лодках Северного флота, был первым командиром «Северодвинска» — головного атомного подводного крейсера «К‑560» 11 дивизии подводных лодок Северного флота. Работал заместителем начальника кафедры истории военно-морского искусства и начальником факультета высшей оперативно-тактической подготовки иностранных военнослужащих «Военно-морской академии имени Н. Г. Кузнецова» в Санкт-Петербурге.
Морская династия Гореловых продолжается — старший сын Игоря Игоревича, тоже Игорь поступил в Нахимовское училище, которое окончил с золотой медалью. Сейчас он — курсант 3 курса Военно-морского института — Морского корпуса имени Петра Великого.

Стихия и стихи

Портрет офицера, победителя городского конкурса «Человек слова и дела‑2015» не может быть только официальным. За простыми словами: «учился, служил, учит других» стоит очень многое.
К примеру, для того, чтобы понять, о каком уровне работы идет речь, стоит осознать, что на подводной атомной лодке командир не только специалист по сложнейшей (намного сложнее надводного корабля!) технике, но, по сути, еще и директор небольшой атомной станции. Подводник на АПЛ — одновременно и офицер, и инженер высочайшего класса.
Любовь к морю выразилась у Игоря Игоревича и в увлечении подводной археологией, живописью и поэзией. Он коллекционирует картины на морскую тематику и портреты профессиональных военных. А еще с детства пишет стихи, называя поэзию «концентрацией мысли». Игорь Горелов — автор трех поэтических сборников, член Союза писателей и Академии имени Г. А. Державина.

Подготовила Нина Князева

* * *

Факты
Игорь Игоревич Горелов родился в 1971 году в Ленинграде. Окончил в 1993 году Высшее Военно-морское училище подводного плавания имени Ленинского Комсомола. В последующие годы окончил Высшие специальные офицерские классы, Военно-морскую Академию имени Н. Г. Кузнецова, Российскую Академию народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (Москва), прошел профессиональную подготовку по программе «Преподаватель высшей школы». Награжден медалью «300 лет Российскому Флоту» и 6 знаками отличия Министерства обороны РФ. Имеет 9 научных и учебно-методических работ.

 

Игорь Игоревич Горелов с сыном Игорем

 

 

Вернуться к списку новостей