Соединенные Штаты продолжают тяжело переживать окончательную, скорее всего, потерю одного из самых совершенных и самых дорогих (стоимостью в три миллиарда долларов) ударных кораблей своего флота — многоцелевой атомной подводной лодки USS Connecticut. Сейчас эта субмарина с сильно разрушенными носовыми отсеками, разбитыми всмятку в результате подводного столкновения, случившегося 2 октября в Южно-Китайском море, покоится в доке на крупнейшей на Тихом океане американской военно-морской базе (остров Гуам).
«Как минимум USS Connecticut будет выведен из эксплуатации на долгие годы. А, быть может, повреждения в результате аварии настолько серьезны, что субмарина преждевременно отправится на пенсию», — полагает Крейг Купер, военный обозреватель журнала Forbes. Ситуацию усугубляет, считает автор, почти полное отсутствие запчастей для самых высокотехнологичных в мире подводных лодок такого типа, которые из-за своей чрезвычайной дороговизны являются буквально штучными экземплярами. Ведь в целях экономии серию «Морских волков», которая первоначально должна была насчитывать 30 субмарин, Пентагон решил ограничить всего тремя экземплярами. Одним из которых несчастная USS Connecticut как раз и являлась.
Между тем, командование ВМС США продолжает разбираться, что именно послужило внезапной причиной потери ключевой для его 7-го флота боевой единицы. Хотя до окончания расследования далеко, командир подлодки Кэмерон Альджилани, его старший помощник и оператор гидроакустического комплекса на удивление оперативно сняты с должностей и безжалостно выгнаны со службы. Пока более или менее определенно официально заявлено единственное: во время планового патрулирования в Южно-Китайском море USS Connecticut на приличной скорости вмазался в подводную скалу, о существовании которой в районе плавания экипаж не имел ни малейшего представления.
По словам официального представителя 7-го флота ВМС США Хейли Симс, этим объектом стала подводная скала, которая не была отмечена на картах ВМС США. Поэтому столкновение с ней было внезапным. И это выглядит очень странным потому, что как раз Южно-Китайское море и подводными и надводными кораблями различных стран давно исхожено вдоль и поперек. Особенно в последние десятилетия, когда военное противостояние Соединенных Штатов и Китая стало одним из основных факторов мировой политики не только в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Все мели и иные навигационные препятствия там давно нанесены на любые штурманские карты.
Откуда, вроде бы, могла взяться та подводная гора, о которой американцы до катастрофы USS Connecticut, как теперь выясняется, — ни сном, ни духом?
На самом деле вариантов всего два. Или перед нами никем незамеченное до аварии редкое природное явление в результате некой тектонической активности в этой районе дна Тихого океана, которое никто и предусмотреть был не в силах. Либо та подводная гора имеет явно рукотворное происхождение. И тогда любопытно попытаться понять: кем, как и зачем она скрытно возведена?
Собственно, те же две версии в своем комментарии агентству РИА Новости к этой истории высказал и бывший начальник Главного штаба, первый заместитель главкома ВМФ РФ (в 1998—2005 годах) адмирал Виктор Кравченко. По мнению нашего флотоводца, подводный объект мог действительно отсутствовать на американских картах, если это только недавно появившаяся гора. «Горы растут, это вполне возможно», — заявил бывший начальник Главного штаба ВМФ России.
Но куда многозначительней другое предположение адмирала: загадочный объект мог возникнуть и искусственным путем. Его мог целенаправленно «навалить» Китай, чтобы исключить прохождение в этом районе подводных лодок вероятного противника.
Если это так, то выходит, что американский «Морской волк» угодил в капкан, который на маршруте его патрулирования именно с этой целью расчетливо и выставили китайцы. И тогда получается, что строительство подводных скал искусственного происхождения — это новый элемент системы противолодочной обороны побережья КНР. В пользу предположения, что именно таким образом в действительности дело с USS Connecticut и обстояло, говорит, мне кажется, сразу несколько факторов.
Первый: американцы тщательно скрывают, чем их подводники занимались в том роковом для них походе. Но известно, что в Южно-Китайском море расположена недавно созданная важнейшая база китайских атомных подводных лодок Юйлинь. Пару лет назад ее появление на настоящей туристической жемчужине Китая — острове Хайнань — стало настоящим сюрпризом для ЦРУ.
Дело в том, что, судя по сведениям американской печати, подтвержденных снимками с космических спутников, субмарины ВМС НОАК открыто у причалов Юйлинь не стоят. В сопровождении буксиров, вернувшись из похода, они тут же скрываются в штолянях огромной пещеры, пробитой в прибрежной скале. Примерно такой же, какая в свое время была построена в нашей Балаклаве, а позже — в Ара-Губе на советском еще Северном флоте.
Наличием такого же циклопического укрытия на острове Хайнань, скорее всего, и объяснялось долгое неведение американской разведки относительно истинного предназначения активности китайских военных вокруг Юйлиня.
А когда выяснилось, что к причалам этой военно-морской базы давно встали новейшие китайские многоцелевые атомные подводные лодки проекта 093 «Шань», построенные в 2005—2010 годах, шпионский интерес Пентагона к этому острову вырос многократно. «Туннели закрывают глаза потенциальным противникам, желающим понять, в каком состоянии находятся подлодки, и лишают их возможности определить состояние военных приготовлений Китая, а также получить информацию, критически важную для оценки намерений и планов Пекина», — так в 2020 году прокомментировал нежданно открывшуюся США тайну бывший директор операций Объединенного разведывательного центра Тихоокеанского командования ВС США Карл Шустер.
Понятно, что с той поры полеты американских разведывательных самолетов типа P-8A Poseidon к острову Хайнань стали регулярными. Но их хотя бы можно фиксировать радиолокационными средства контроля воздушного пространства. А вот о присутствии в тех же водах и с теми же целями еще и атомных подлодок ВМС США по понятным причинам по большей части остается только догадываться. Но не сомневайтесь: они тоже там постоянно крутятся!
Естественно, флотское командование НОАК от этого не в восторге. Тогда оно просто обязано принимать меры к пресечению подводного слежения за своими атомоходами и всемерному затруднению плавания незваных гостей вблизи стратегически важного Юйлиня. И не только вблизи него.
Похоже, установкой на дне Тихого океана обширной сети подводных гидрофонов по типу давно функционирующей штатовской системы SOSUS Пекин решил не ограничиваться. Ведь с недавних пор он довел до совершенства технологию возведения на океанском дне различных искусственных сооружений. И даже — целых рукотворных островов.
Если подробнее: приблизительно семь лет назад руководство КНР начало реализацию масштабной мелиоративной программы по созданию искусственных островов, получившую на Западе название «Великая стена из песка». Впервые это название в марте 2018 года применил командующий американским Тихоокеанским флотом адмирал Гарри Харрис, уже тогда, очевидно, обеспокоенный, что ничем хорошим у берегов Китая для его подчиненных это не кончится.
Судя по открытой печати, суть этой программы проста. Поскольку доставка скального грунта с материковой части КНР и его сваливание в немыслимых количествах на дно в интересующей Пекин морской акватории — процесс слишком дорогостоящий и долгий, заранее подбирается обычный коралловый риф. Потом специальными судами начинает намыв на него песка со дна океана. Потом — бетонирование для создания целостной структуры.
Чтобы дело двигалось побыстрее, в 2017 году китайцы построили крупнейшую в мире землечерпалку размером с легкий авианосец. Назвали ее «Тиан Кун Хао» («Создатель волшебных островов»). Его водоизмещение 17000 тонн, длина 140 метров. Судно способно дробить дистанционно подводные камни, а затем их осколки, песок и грязь перекачивать на расстояние до 15 километров. Также оно в силах ежечасно перекачать с глубины в 35 метров на поверхность около шести тысяч кубометров песка.
Удивительно ли, что в ходе формирования китайской «Великой стены из песка» вдоль побережья КНР с сегодняшнему дню уже возведено как минимум семь искусственных островов, большинство из которых стали военными объектами со своими гарнизонами, административными и жилыми зданиями, причалами и взлетно-посадочными полосами. Так, в полноценные острова превращены риф Джонсона, риф Гавена, риф Куартена и другие.
Однако если вы в состоянии намывать достаточно прочные, обширные и безопасные участки суши посреди океанской глади, то что вам стоит без особой огласки, говоря словами нашего то ли просто очень прозорливого, то ли хорошо информированного адмирала Кравченко, быстренько «навалить» подводную гору в глубинах, допустим, Южно-Китайского моря? Допустим, где-то на подходах к важнейшей военно-морской базу Юйлинь? С тем, чтобы вокруг нее без спросу не шастали разные там USS Connecticut и ей подобные? А затем возникшие навигационные препятствия обозначить лишь на тех картах, которые находятся на руках только у своих моряков-подводников? Которые с их помощью станут легко обходить никому больше неизвестные мели на выходе из собственных бухт.
Это, конечно, только версия «Свободной прессы». Хотя если она верна, то становится особенно забавным перечитывать официальные заявления МИД КНР, которые оттуда раз за разом выстреливаются после конфуза американских подводников в Южно-Китайском море.
К примеру, 3 ноября официальный представитель китайского дипломатического ведомства Ван Вэньбинь особо отметил, что американская сторона намеренно не указала конкретное место аварии, заявив лишь, что она произошла в так называемых водах Индо-Тихоокеанского региона. Ван Вэньбинь отметил, США не указали маршрут плавания атомной подводной лодки, конкретное место аварии, произошла ли она в исключительной экономической зоне или в территориальных водах других стран?
Ведь не только нам кажется, что на самом деле китайцы с самого начала были в курсе этой аварии и теперь просто изящно тролят загнанный в тупик Вашингтон
P. S.
Впрочем, у читателя может возникнуть и такой вопрос: как случилось, что одна из самых совершенных атомных подводных лодок, оснащенная супрсовременной гидроакустикой, вдруг «ослепла», «оглохла» и банально «впилилась» в подводную скалу? На самом деле в рамках нашей версии это объясняется весьма просто.
Если USS Connecticut осуществляла разведку в территориальных водах Китая (а именно на это намекает заявление МИД КНР от 3 ноября), то, естественно, делала это с максимальной скрытностью. Ее гидроакустический комплекс наверняка работал исключительно в режиме шумопеленгования, не обнаруживая себя активными импульсами. Таким образом можно услыхать шумы винтов корабля вероятного противника. Но подводные горы, понятное дело, не шумят, пока в них не врежется зазевавшаяся подлодка. Вот тогда грохоту — на весь мир.
Свободная Пресса: