Вдруг обнаружил, что о канадском флоте ещё ни слова не написал. А тут 18 ноября случился пожар на канадском фрегате HMCS Fredericton. Фрегат не простой, а на данный момент флагманский корабль постоянной морской группы SNMG1, это соединение кораблей НАТО в европейском регионе Атлантики.
И вот в ходе учений Flotex Silver 21 утром прошлого четверга на нём возник пожар, - что и как горело, пока не уточняется, пострадавших нет, корабль направлен в норвежский порт для ремонта. К слову, горит он не первый раз, в мае 2009 года у него уже было возгорание в носовом машинном отделении.
Да и вообще, дело привычное. Вице-адмирал Арт Макдональд, командующий Королевским флотом Канады, сказал, что только за последние два года 10 фрегатов военно-морского флота столкнулись с пожарами и задымлением
Если же копнуть глубже, то горят не только фрегаты, но и другие типы кораблей. Наиболее крупными пожарами было возгорание машинного отделения на канадском корабле снабжения HMCS Protecteur и подводной лодке HMCS Chicoutimi. Сначала о HMCS Protecteur
И да, к стыду своему узнал, что Канада-то до сих пор монархия, только монарх у неё заграничный, живёт в Британии. Потому и корабли перед названием имеют приставку "канадский корабль Её королевского Величества", а весь флот называется королевским.
В марте 2014 года машина на снабженце выгорела так, что ход был потерян и 630 миль до Пёрл-Харбора его тащил на буксире американский ракетный крейсер USS Chosin. Пострадали примерно 20 матросов, в основном, от дыма и ожогов. Но все остались в живых.
Другое дело пожар на подводной лодке HMCS Chicoutimi
6 апреля 1998 года правительство Канады объявило о своем решении приобрести у Великобритании 4 подводные лодки класса Upholder, которые были выведены англичанами в резерв.
Подводная лодка HMS Upholder вошла в состав британского флота в 1994 году. В 2002 году были начаты обширные работы по модернизации, которые длились почти 3 года. 2 октября 2004 года она была официально крещена HMCS Chicoutimi в Фаслейне, Великобритания, и отправилась в Канаду 4 октября. Но 5 октября ознаменовалось самой мрачной страницей в истории канадского подводного флота.
В условиях сильного волнения через открытые люки в лодку поступило порядка 2 тонн морской воды, попавшей в распределительные щиты. Возник сильнейший пожар. Вот пара снимков его результатов:
Отчаянными усилиями команды пожар удалось потушить. В результате 9 человек пострадало от дыма и ядовитых газов, двое из них оказались в реанимации, а лейтенант Крис Сондерс скончался. После пожара практически все подводники провели в подлодке еще пять дней, работая над оборудованием, покрытом сажей, пока корабль отбуксировали в безопасное место в Шотландии. В период с 2004 по 2009 год 21 процент членов экипажа сообщили, что страдали астмой, а 15 процентов боролись с депрессией.
1 февраля 2005 года лодка была доставлена в канадский Галифакс на судне-доке Eide Transporter
Восстановительный ремонт начался в 2010 году, в состав флота вошла 3 сентября 2015 года.
И вот я нашёл большой репортаж, сделанный на ней в 2018 году, во время её семимесячной миссии в западной части Тихого океана, который канадская лодка пересекла впервые за 50 лет. В частности, она скрытно отслеживала суда, идущие в Северную Корею.
Пока эти лодки находились в восстановительном ремонте, их команды отрабатывались на флотах союзников. Вот на снимке справа коммандер Стивен Уэлли, командир HMCS Chicoutimi. До этого он служил в качестве одного из офицеров на голландской ПЛ, потом командовал австралийской
Далее пишется, что эти дизель-электрические лодки печально известны своей теснотой. На борту HMCS Chicoutimi 58 моряков живут и работают на площади примерно такого же размера, как и дом с тремя спальнями.
Носовой отсек для пуска и хранения торпед служит и спальным отсеком. «Стеллажи», или койки, уложены друг над другом над и под мощными торпедами Mark 48, которые содержат около 300 кг взрывчатки.
Несмотря на свой разрушительный потенциал, торпеды могут облегчить засыпание. Они прохладные на ощупь, и моряки лежат рядом с ними, когда лодка нагревается в теплых водах Тихого океана
Лодка в разрезе:
Отсек электродвигателей:
Анна Уайтен - оружейный техник, отвечающий за обслуживание торпед. Она единственная женщина, служащая на борту в этой миссии.
На субмарине нет места для уединения, и, в отличие от других военно-морских сил, Канада не разделяет свои экипажи. Уайтен спит в том же тесном помещении, что и вся остальная команда
«Мне нравится тот факт, что ко мне не относятся иначе, чем к кому бы то ни было. Я испытываю то же уважение, те же товарищеские отношения, и мне нравится работать в небольшом подразделении», - говорит Уайтен.
«Нет никакой реальной разницы между плаванием на подводной лодке в качестве женщины или мужчины», - добавляет она. «Условия проживания одинаковые, квалификация одинаковая, зарплата одинаковая».
Командир - единственный член экипажа, которому достаются личные (хотя и крошечные) помещения
В тяжелых условиях жизни, в тесноте с одними и теми же людьми в течение нескольких недель между посещениями портов, еда считается ключом к моральному духу.
Внутри этого небольшого камбуза два кока (один из которых имеет желанный сертификат Red Star) готовят впечатляющие блюда для всей команды. После недели в море свежие продукты обычно заканчиваются, и им нужно проявить творческий подход к консервированным и замороженным ингредиентам
Ограниченное пространство означает, что здесь нет большой обеденной зоны, а время приема пищи приходится переносить. Завтрак начинается в 3 часа ночи, ужин - в 19 часов.
На Chicoutimi есть три небольших туалета для экипажа из 58 человек.
Есть два душа - для экономии воды они используются кратковременно и не каждый день.
В центральном посту:
Ну вот, думаю, достаточно, чтобы иметь представление об условиях службы на этих лодках. И будем надеяться, что в дальнейшем пожары их минуют.