О советских подводных лодках во время Карибского кризиса глазами американцев и англичан

 

31 октября 1962 года американские ВМС вынудили всплыть советскую подводную лодку Б-36, не подозревая, что на её борту находится торпеда с ядерной боеголовкой. Это был эсминец "Чарльз Сесил":

 
 
О советских подводных лодках во время Карибского кризиса глазами американцев и англичан
 

Американский снимок всплывшей Б-36:

 
 
О советских подводных лодках во время Карибского кризиса глазами американцев и англичан
 

Тут немного отвлечёмся. Четыре дизельные подводные лодки, отправленные под самый бок США, имели каждая 21 торпеду с обычной боевой частью и 1 со "специальной". Это не игрушка, поэтому капитан 2 ранга Архипов, о котором ниже будет сказано отдельно, назначенный старшим на борт ПЛ Б-59 спросил замкомандующего ВМФ адмирала Фокина «Не ясно, товарищ адмирал, зачем мы взяли атомное оружие. Когда и как нам следует его применять?» Адмирал В. А. Фокин не смог дать ответ на этот вопрос, а начальник штаба Северного флота адмирал Рассохо заявил, что оружие может быть применено в случае нападения на лодку, причинившего ей повреждения («дырку в корпусе») или по специальному приказу из Москвы.

Но о первом варианте из разных источников следует, что для этого необходимо было согласованное решение трёх человек. На подводной лодке Б-59 этими людьми были командир лодки Валентин Савицкий, замкомандира по политической части Иван Масленников и начальник штаба бригады ПЛ, капитан II-го ранга Василий Архипов.

Опять же, о том, что произошло на борту этой лодки немного ниже, а пока, как американцы оценивали обстановку на наших лодках.

Во время ракетного кризиса офицеры ВМС США не знали о советских планах создания базы подводных лодок или о том, что подводные лодки «Фокстрот» были вооружены ядерным оружием. Тем не менее, командование ВМФ опасалось, что подводные лодки, которые уже были обнаружены в Северной Атлантике, могут поставить под угрозу усиление блокады. Поэтому по приказу Пентагона военно-морские силы США прилагали систематические усилия по отслеживанию советских подводных лодок в связи с планами блокады и, возможно, вторжения на Кубу. Пока приказано не атаковать подводные лодки, 23 октября военно-морской флот получил указание от министра обороны Макнамары подать сигнал советским подводным лодкам, чтобы заставить их всплыть и идентифицировать себя. Вскоре сообщения насчёт «Процедуры всплытия и идентификации подводных лодок» были переданы американцами в Москву и другие правительства по всему миру.

Тут опять же интересный момент. А на каких основаниях в международных водах и не в условиях ведения боевых действий корабли одной страны могут требовать от подводных лодок другой всплыть и дать данные о себе? Ну, так то американцы, когда им нужно, никакими законными основаниями они не заморачиваются. Каковы же были эти процедуры и так ли просто американцы решились на них?

Вот скан стенограммы заседания Исполкома Совета Национальной Безопасности при участии президента Джона Кеннеди, министра обороны Роберта Макнамары, председателя Объединённого комитета начальников штабов Максвелла Тэйлора, главы Госдепа Дина Раска, других высших лиц правительства:

 
 
О советских подводных лодках во время Карибского кризиса глазами американцев и англичан
 

Макнамара говорит: У нас есть глубинные бомбы с небольшим зарядом, которые мы можем сбрасывать на подводную лодку и точно попадать по ней, не принося ей ущерба.

Тэйлор: Это учебные глубинные бомбы. Далее Макнамара говорит: мы предлагаем использовать их как предупредительные... когда наши силы окажутся над лодкой, мы потребуем её всплытия путём применения глубинных бомб этого типа, а также используя сигналы сонаров, которые они (лодки) могут не принять или не понять. Таким образом именно глубинные бомбы являются тем средством, которые могут сообщить им требование о всплытии. А далее текст в скане курсивом: "Роберт Кеннеди (министр юстиции) вспоминал позже, что при этих словах президент закрыл рот рукой а потом сжал пальцы в кулак. "эти несколько минут были наиболее напряжёнными для президента".

Уж Кеннеди-то понимал, насколько опасными были эти действия - никто не мог точно предполагать, как отреагируют советские подводники на эти бомбёжки. Они ведь вполне могли не получить разъяснения от Москвы, что это такой новый американский способ связи. А что бы закрыл себе Кеннеди, если бы знал, что на лодках есть атомные торпеды? После этого президент спросил:

 
 
О советских подводных лодках во время Карибского кризиса глазами американцев и англичан
 

Если они не всплывут или предпримут некоторые действия, например по защите транспортов (которые везли оружие и личный состав) - должны мы тогда атаковать их? Я думаю, мы должны пока подождать. Мы не должны в первую очередь атаковывать подводные лодки. Скорее это должны быть транспорты.

Тэйлор: Да, мы не должны делать этого, если только лодки не займут позиции для атаки наших кораблей в ходе перехвата (ими транспортов).

Далее в статье говорится: Попытка США поднять на поверхность советские подводные лодок была сопряжена со значительным риском; измученные неделями подводного плавания в сложных обстоятельствах и обеспокоенные тем, что учебные глубинные бомбы ВМС США представляют собой опасную взрывчатку, старшие офицеры на нескольких подводных лодках, особенно B-59 и B-130, были достаточно взволнованы, чтобы говорить о запуске ядерных торпед.

Ну, об этом-то американцы могут знать, только опираясь на воспоминания нескольких участников этих событий с нашей стороны, находившихся в тот момент на этих лодках.

На Б-130 командир лодки капитан 2-го ранга Н.Шумков приказал привести в боевую готовность торпеду с ядерной боеголовкой. Офицер-особист пытался воспротивиться, ссылаясь на то, что это можно делать только после прямого приказания Москвы (хотя мы помним, что также и в случае прямого нападения на лодку, но с согласия трёх старших офицеров на ней. На тот момент вышли из строя все три дизеля, аккумуляторные батареи были полностью разряжены, лодка непрерывно подвергалась бомбардировке теми самыми учебными глубинными бомбами. Хотя кто на лодке знал, что они учебные?)

 
 
Американский снимок Б-130, вынужденной всплыть
 
Американский снимок Б-130, вынужденной всплыть

После того, как особист упал в обморок, Шумков заявил подчинённым, что не собирался использовать торпеду, «потому что мы бы взлетели с ней, если бы это сделали». Напоминаю, что курсив - это американский текст из статьи "The submarines of Oktober", подзаголовок: U.S. and Soviet Naval Encounters During the Cuban Missile Crisis.

Гораздо более опасным был инцидент с подводной лодкой Б-59, о котором вспоминал Вадим Орлов, служивший офицером связи разведки. Источник - Александр Мозговой, книга "Кубинская самба квартета фокстротов: Советские подводные лодки в Карибском кризисе 1962 года "(Москва, Военный парад, 2002). Перевод Светланы Савранской, Архив национальной безопасности.

 
 
Американский вертолёт на лодкой Б-59
 
Американский вертолёт на лодкой Б-59
 
 
Два американских эсминца и подлодка Б-59
 
Два американских эсминца и подлодка Б-59

Орлов рассказал о напряженной и стрессовой ситуации 27 октября, когда американские эсминцы обстреляли учебными глубинными бомбами Б-59. По словам Орлова, «совершенно измотанный» командир Валентин Савицкий, не сумевший установить связь с Москвой, «пришел в ярость» и приказал собрать ядерную торпеду до боевой готовности. Савицкий взревел: "Мы их сейчас взорвем! Мы умрем, но потопим их всех - мы не станем позором флота". Описание Орловым приказа о сборке ядерной торпеды является спорным, и другие командиры подводных лодок не верят, что Савицкий отдал бы такую ​​команду. Заместитель командира бригады капитан 2 ранга Василий Архипов успокоил Савицкого, и они приняли решение о всплытии подлодки.

Советские командиры подводных лодок были очень дисциплинированными и вряд ли намеренно применили бы ядерное оружие, но нестабильные условия на борту создавали угрозу аварии. Сам Орлов считает, что главная опасность заключалась не в несанкционированном применении ядерного оружия, а в аварии, вызванной взаимодействием людей и машин в самых тяжелых условиях. Жозеф Бушар, автор крупного исследования военно-морских операций во время ракетного кризиса, поддерживает эту точку зрения, но если бы Советы применили ядерные торпеды случайно или иным образом, США предприняли бы «ядерный ответный ответ».

Мир балансировал на грани и действия Архипова скорее всего предотвратили самое ужасное.

 
 
О советских подводных лодках во время Карибского кризиса глазами американцев и англичан
 

А вот что рассказывают другие участники событий.

"— Мы подняли наш военно-морской флаг, — вспоминает бывший командир рулевой группы лодки Б‑59 Виктор Михай­лов. 

— Просигналили: «Прекратите провокационные действия! Корабль принадлежит СССР и находится в нейтральных водах!» Вместо ответа самолеты штурмовой авиации давали залпы по курсу и вдоль бортов лодки. Никто из нас не понимал, началась война или еще нет."

Рассказывает бывший командир группы ОСНАЗ подводной лодки Б‑36, капитан 1‑го ранга в отставке Радомир Аникин:

"— Уже была дана команда на срочное погружение, наверху оставались только матрос-сигнальщик, начальник штаба дивизии Василий Архипов и командир. Первым в лодку спускался сигнальщик с прожектором. И так получилось, что он застрял в люке. Коман­дир не мог попасть внутрь. И как раз в этот момент американцы начали вызывать лодку прожектором. Начальник штаба это увидел и крикнул: «Командир, они нас вызывают, значит, не война! Отмени приказ!» Если бы сигнальщик не застрял, я не знаю, что было бы с миром... Кстати, американский командующий потом благодарил наших подводников за то, что они не применили ядерное оружие..."

Таким образом мы в очередной раз видим, насколько могут быть разными рассказы очевидцев. Хотя общая канва событий вполне однозначна.

Вот что писала британская The Guardian четыре года назад: "Советский офицер-подводник, предотвративший ядерную войну, удостоен награды"

Василию Архипову, который предотвратил эскалацию холодной войны, отказавшись запустить ядерную торпеду против американских войск, будет вручен новый приз «Будущее жизни».

 
 
О советских подводных лодках во время Карибского кризиса глазами американцев и англичан
 

Вице-адмирал Архипов скончался в 1999 году. Премия, получившая название «Премия Future of Life», является детищем Future of Life Insitute - американской организации, чьей целью является устранение угроз человечеству и в консультативный совет которой входят такие знаменитости, как Илон Маск, королевский астроном профессор Мартин Рис и актер Морган Фриман.

«Премия« Будущее жизни »- это награда, присуждаемая за героический поступок, который принес огромную пользу человечеству, несмотря на личный риск и не получивший в то время награды».В 2017 году приз в размере 50 000 долларов вручен внуку Архипова Сергею и дочери Елене.

Ещё раньше, в 2003-м он был удостоен итальянской Национальной премии Ротонди «Ангелы нашего времени» за стойкость, мужество, выдержку, проявленные в экстремальных условиях (посмертно). В январе 2005 эта награда была вручена его вдове.

 
 
О советских подводных лодках во время Карибского кризиса глазами американцев и англичан
 

Но почему же американцы показывают фото только трёх наших лодок? Потому что четвёртую, Б-4, которой командовал капитан 2 ранга Рюрик Александрович Кетов

 
 
О советских подводных лодках во время Карибского кризиса глазами американцев и англичан
 

они так и не увидели. Почти 80% американских противолодочных сил в Атлантике были задействованы против этих четырёх лодок, несколько раз самолёты устанавливали с ней контакт, но она успешно отрывалась. Вынудить её подняться на поверхность они не смогли.

А все ли это наши подводные лодки, вооружённые атомными торпедами, действовавшие в тот критический момент? Почему остаётся в тени Тихий океан? Вот что пишут американцы:

Некоторые советские подводные лодки смогли вообще ускользнуть от обнаружения США. В то время как четыре советские подводные лодки «Фокстрот» не имели боевых приказов, ВМФ СССР направил две подводные лодки, Б-75 и Б-88, в Карибское море и Тихий океан соответственно с конкретными боевыми приказами. Б-75, дизельная подводная лодка класса "Зулу" (проект 611), которой командовал Николай Натненков, несла две ядерные торпеды. Он покинул российские воды в конце сентября с указанием защищать советские транспортные корабли, идущие на Кубу, любым оружием, если они подвергнутся нападению. После того, как президент Кеннеди объявил о карантине, (я понимаю - блокаде), советский флот отозвал Б-75, и он вернулся в Советский Союз к 10 ноября, если не раньше.

Другая подводная лодка, Б-88, покинула базу на полуострове Камчатка 28 октября, получив приказ отправиться в Перл-Харбор и атаковать базу, если кризис вокруг Кубы перерастет в американо-советскую войну. Командовал Константин Киреев, Б-88 прибыл в район Перл-Харбора 10 ноября и патрулировал этот район до 14 ноября, когда получил приказ вернуться на базу, который был отменен в тот же день, что является признаком того, что Москва считает, что кризис еще не закончился. Б-88 не вернулся на Камчатку до самого конца декабря.

Я почитал воспоминания Николая Ивановича Натненкова. Ни о каких ядерных торпедах он не упоминает, но подробно описывает, как проводил слежение за американскими кораблями и уклонялся от них. Лодка находилась в окрестностях Кубы с 29 августа. 23 октября она получила приказ возвращаться в базу.

Вот что пишется про Б-88 на сайте deepstorm.ru:

1962 год, 28 октября - 16 декабря. Выполнила задачи боевой службы во время Карибского кризиса. Командир - капитан 2 ранга Киреев К.К. Незамеченной преодолела противолодочный рубеж Кадьяк - Мидуэй. 10 ноября заняла позицию и начала патрулирование у Пёрл-Харбора. 14 ноября получила приказ о возвращении, но вскоре он был отменён. Лодка получила задание следить у Пёрл-Харбора за новейшим авианосцем "Констеллейшн". Были записаны шумы его винтов на разных режимах и радиопереговоры. Лодка несколько раз выходила на него в учебную атаку, так и оставшись незамеченной. Было уделено внимание и другим американским кораблям. Всего на позиции у Пёрл-Харбора она находилась 25 суток.

Ни о каком наличии на ней ядерного оружия не упоминается. Но это же вполне обычно для нас, не так ли?

https://zen.yandex.ru/media/amico/o-sovetskih-podvodnyh-lodkah-vo-vremia-karibskogo-krizisa-glazami-amerikancev-i-anglichan-61471a69b8bc0046d6e71249?&

Вернуться к списку новостей