Давно известно, что страшнейший враг подводной лодки – самолет. Или вертолет ПЛО, ориентированный на поиск и уничтожение подводной лодки либо наведение на нее кораблей, способных справиться с этой задачей.
Причем, подводная лодка не может чувствовать себя в безопасности, даже находясь под водой. Зловредная штука – вертолет ПЛО с подвешенной гидроакустической станцией – способна отыскать лодку даже на глубине. И дальше все по плану №1. Найти и уничтожить.
Однако, корабль против подводной лодки, даже специализированный – это 50/50, потому что подводная лодка в своей стихии способна озадачить любой, абсолютно любой военный корабль. Торпеда, запущенная с безопасной глубины и с безопасного расстояния – это данность дня сегодняшнего. Причем, торпеда будет умная, которая наведется на все подряд.
С летающей техникой так не получится. Это касается всех современных подводных лодок, не важно, в какой стране они произведены. Против авиации подводная лодка беспомощна.
Конечно, обнаружение ПЛ в подводном положении – вещь очень сложная. И, скорость и качество обнаружения напрямую зависят от многих составляющих, таких как технического оснащения поисковиков, погодной обстановки и – главное – опыт и уровень подготовки экипажа корабля ПЛО.
В среднем, дальность уверенного обнаружения ПЛ надводными кораблями около 50 км. На такую же дистанцию идут современные торпеды. Паритет? Да. Ситуация может сложиться так, что лодка обнаружит и атакует корабли раньше, чем они смогут это сделать. Хотя может запросто случиться и наоборот.
Но когда корабли работают в тесной связи с самолетами и вертолетами ПЛО, ситуация может кардинально измениться.
Авиация обладает очень важным преимуществом: большей скоростью перемещения в район вероятного нахождения ПЛ, плюс, в отличие от кораблей, лодка не в состоянии обнаружить летательный аппарат (а сюда скоро можно будет и профильные БПЛА присовокупить) никоим образом, кроме перископа.
Конечно, современный перископ – это несколько не то, что было на лодках 100 лет назад, но тем не менее. В некоторых наших СМИ рассказывали о современных российских перископах, способных смотреть в небо и обнаруживать там авиацию.
Понятно, что здесь очень много подводных камней. Перископная глубина – это уже гарантированное обнаружение лодки с воздуха.
Но дело даже не в обнаружении. Визуальное наблюдение через перископ – это прошлый век. Несерьезно как-то. Но и «зубы», которые вроде бы есть у подлодки, тоже смотрятся не очень серьезно. Российские лодки «вооружены» ПЗРК «Игла».
Комплексу в этом году исполнилось 40 лет, как он стоит на вооружении. Да, «Игла» все еще способна догнать и сбить летательный аппарат, но…
Представим себе ситуацию: визуальный перископ подводной лодки, на палубу выскакивают матросы с ПЗРК, пытаются взять в прицел что-то летающее…
На летательном аппарате лодка давно в прицеле радара, по лучу которого стартуют самонаводящиеся ракеты…
Плюс сегодня любой самолет или вертолет оснащен пакетами отстреливаемых тепловых ловушек. Если такие ловушки отстреливать не по одной, а залпами, «Игла», увы, слепнет.
Кто-то из читающих мечтает оказаться в такой ситуации? На палубе подводной лодки с ПЗРК против современного самолета или вертолета? Я бы не хотел. Шансов выйти живым из такой ситуации маловато. Корпус подводной лодки – слишком открытая конструкция…
Сегодня появились эксперты, которые рассматривают появление на подводных лодках полноценных ЗРК. По их мнению, сегодня самолеты и вертолеты ПЛО слишком уж комфортно работают, без малейшего противодействия со стороны подводных лодок.
Это отчасти справедливо. Лодки действительно беззащитны перед авиацией, и с этим неплохо было бы что-то сделать. Лодка, способная атаковать поисковый вертолет или самолет – это может весьма сильно изменить существующий расклад на море-океане.
Но как это будет выглядеть? Как можно представить себе ЗРК подводного базирования?
Вообще, судя по публикациям, над этим думают во многих странах. США, Германия, Франция, Норвегия. Наверняка – Китай, но там крайне осторожно говорят о том, над чем работают на перспективу.
То, что в странах-производителях военной техники говорят о проблеме, свидетельствует о том, что работы ведутся. И ведутся не только в плане теоретических разработок, но и на уровне опытных образцов.
Мы, то есть, СССР, в котором все началось, и Россия не являемся исключением. Работы над противовоздушным вооружением подводных лодок идут с середины 70-х годов прошлого века.
Уже тогда конструкторы очень хотели вооружить подводные лодки против авиации. Правда, путь, по которому пошли инженеры, был сомнителен.
Что является главным при наведении ракеты? Правильно, РЛС. Это более совершенный прибор, нежели человеческий глаз, который должен обнаружить воздушную цель и навести вручную ракету ПЗРК. По сигналу РЛС ракеты летят и точнее, и обнаруживает цели радар на значительно больших расстояниях, чем человеческий глаз.
Но разместить полноценную РЛС на подводной лодке – это интересная идея. Мне она нравится своей законченностью, но имеет несколько весомых минусов: первый – обычная РЛС не будет работать под водой. И потому, что обычные волны под водой не проходят, и потому что РЛС в соленой воде работать будет очень недолго.
Получается, что даже если РЛС и разместить в выступающем ограждении перископов (это сооружение еще называют рубкой), то использовать можно будет только во всплывшем состоянии.
А конструкторы мечтали о создании систем вооружения, которые могли бы поражать летающие цели с расстояния до 20 км. Причем, не только из надводного положения (когда уже зачастую поздно, и лодка обнаружена), но и перископной глубины и даже с глубины применения ракетного оружия.
В 1982 году был выполнен эскизный проект зенитной управляемой ракеты подводного базирования на базе ракеты 9М330 от корабельного ЗРК «Кинжал». Эту работу выполнили в КБ «Факел» в рамках ОКР «Аэролит».
Проект не был успешным, авторы не смогли решить проблему создания системы стабилизации на поверхности моря при волнении до 5 баллов. Но главное, что не смогли создать советские конструкторы, это автономную систему обнаружения целей и наведения на них, да еще и в габаритах торпеды 533-мм.
В 1991 году был дан старт проекту «Лазер», а в 1994 году – «Лазер-2». Это были интересные разработки, которые базировались на основе контейнера буксируемой гидроакустической станции.
Предполагалось, что ракеты 9М96, разрабатываемые под этот проект, будут размещены в буксируемом контейнере ГАК за лодкой. Смысл проекта состоял в следующем: гидроакустическая станция улавливала работу аналогичных устройств, используемых авиацией и выдавала команду на всплытие контейнера. Контейнер всплывал на поверхность воды, открывалась его верхняя часть и производился вертикальный старт ЗУР.
Самое интересное должно было происходить после старта ракеты. Она должна была набрать высоту, повернуть на 90 градусов, лечь в горизонтальную плоскость и начать вращение вокруг своей оси. В это время щелевая антенна в носовой части ракеты должна была произвести сканирование пространства на предмет обнаружения целей и наведения по ним.
В случае нулевого результата ракета просто падала в воду.
Проект доработать не удалось. Не смогли решить вопрос разворота ракеты в горизонт и наведение ракеты во время вращения. Кроме того, всплытие контейнера занимало довольно значительное время, а отсутствие стабилизации затрудняло старт ракет при волнении.
В двухтысячных работы возобновились. В 2014 году появился проект также в виде забортного модуля с ракетами малой дальности. Основой стали патентные разработки RU 2382313 на "автономный универсальный комплекс самообороны подводных лодок".
Фактически продолжение темы «Лазеров», система планировалась, как автономно действующая система уничтожения воздушных целей. В разработку включались системы обнаружения, активации, всплытия на поверхность, развертывания, стабилизации с учетом углов крена при волнении, поиска и локализации целей.
Этот комплекс должен был действовать автономно и работать по целям совершенно самостоятельно.
В рамках проекта планировалось и применение ракет большой дальности типа 9М96 и 9М96Д, которые планировалось запускать из вертикальных ПУ для крылатых ракет.
Проект не был отработан до конца по причине отсутствия РЛС должных размеров. Без РЛС, способной обнаружить цели, когда лодка находится на перископной глубине или глубже, используя для обнаружения только сами перископы, комплекс не представлял никакой ценности.
Однако, к проекту можно вернуться, используя возможности не всплывающих контейнеров с РЛС и ракетами, а разведывательных беспилотных аппаратов, способных стать «глазами» подводных лодок в воздухе. Связь с БПЛА можно осуществлять через буксируемые антенные буи, благо, технология связи через буи уже отработана.
Но самым интересным проектом на сегодняшний день считается система IDAS (Interactive Defence and Attack System for Submarines), авторства совместной немецко-норвежской разработки.
IDAS – немецкая разработка на базе ракеты «воздух-воздух» IRIS-T, многофункциональная ракета, из которой немцы и норвежцы совместными усилиями пытаются сделать ракету «подповерхность-воздух».
Пока что это единственная в мире вменяемая система, которая сможет обеспечить ПВО подводных лодок в отношении некоторых типов летающих целей. «Сможет» - потому что после первой демонстрации в 2012 году система продолжает дорабатываться по сей день.
Ракета IDAS имеет длину 2,6 м, диаметр 1,8 м и дальность стрельбы не менее 15 км. Считается, что ракета сможет уверенно уничтожать низкоскоростные цели вроде вертолетов ПЛО, которые представляют собой очень уязвимую цель во время поисковой работы.
Вертолет должен двигаться на очень небольшой скорости, таща на тросе в воде ГАС весом в несколько сотен килограмм (российская ВГС-3 весит 376 кг для примера) – очень неудобно для вертолета и удобно для ракеты.
Дозвуковая ракета IDAS оптимизирована под работу именно по таким целям – маловысотным и низкоскоростным, но очень опасным для лодки.
Четыре ракеты хранятся в транспортно-пусковом контейнере, который при необходимости загружается в торпедный аппарат 533-мм. Стартует ракета из торпедного аппарата, выходит на поверхность, взлетает в воздух, раскрывает крылья и стабилизаторы и включает маршевый двигатель.
Понятно, что работа силовой установки в двух различных средах – это главный секрет ракеты. Но немцы его решили и теперь доводят ракету до совершенства. Испытания идут, IDAS показывает устойчивые результаты при работе, дальность уверенной стрельбы колеблется от 15 до 20 км.
И еще одну проблему смогли решить немцы. Это управление. Для управления ракетой применяется оптоволоконный кабель, по которому осуществляется управление ракетой с момента выхода из воды и до захвата цели. Дальше IDAS справляется самостоятельно.
Изначально планировалось использование в конструкции ракеты обычной инфракрасной головки самонаведения, но в итоге решили, что управление по оптоволоконному каналу обеспечит большую точность и надежность стрельбы.
В США тоже не сидят сложа руки. Там пошли по пути немцев и тоже пробуют приспособить к подводному старту древнюю ракету AIM-9 «Sidewinder». Да, с одной стороны, «Sidewinder» - весьма немолодая разработка, 50-х годов, на вооружении в США с 1956 года. С другой стороны, ракету можно назвать гениальной разработкой, поскольку модифицируясь, «Sidewinder» до сих по выпускается и актуально стоит на вооружении многих стран в мире, причем, явно небедных, типа Эмиратов и Турции. Плюс ее выпускают по лицензии в Германии, Японии, Франции, Британии, Швеции и даже Китае. В Китае, понятно, без лицензий обошлись.
Американцы в ноябре 2005 года провели пробный пуск из ПУ «Томагавка» с лодки в подводном положении. Испытание прошло успешно. Одновременно разрабатывается комплекс «Sea Serpent», который тоже разрабатывается имея основой «Sidewinder».
Ракета в комплексе будет размещаться в герметичной всплывающей капсуле, запускаемой из торпедного аппарата 533-мм. Так как капсула будет герметичной, то запуск ее планируется с глубин до 50 метров. Целеуказание планируется осуществлять от штатных комплексов радиоразведки и гидроакустического наблюдения.
С подводной версией «Sidewinder» американцы работают уже более 30 лет и особенно никуда не спешат, явно работая на результат. В прессе проходили сведения о том, что комплекс может поступить на вооружение не раньше 2025 года. Срок довольно близкий, так что – посмотрим.
Итак, можно сказать, что у наших потенциальных «друзей» из НАТО есть два потенциальных комплекса, способных работать против авиационных средств обнаружения.
Было бы весьма полезно, если бы появилась отечественная разработка, способная защитить наши подводные лодки.
Полезно даже вдвойне: во-первых, реальная защита снизит возможность обнаружения наших многоцелевых АПЛ и стратегических подводных крейсеров с одной стороны, с другой – однозначно повысит эффективность наших кораблей. Во-вторых, появление на наших подводных лодках полноценных зенитно-ракетных комплексов способно заставить противника задуматься над тактикой применения противолодочной авиации в принципе.
Кто первым сможет закончить работу над своими ЗРК подводного базирования, тот и получит преимущество. То, что это оружие будет востребованным, сомнений не вызывает.