Странное "возрождение": поучительная драматическая история российского неатомного подводного флота

Покажу на конкретном примере как успешно (но, крайне тяжело и с огромными потерями) идёт возрождение российского ВМФ наперекор всем воплям: мол, про...ли!

1. Проект 877: "лебединая песня" советского ВМФ - 22 лодки, 1982 г.

 
 
Странное
 

Подводные лодки проекта 877 "Палтус" 4-го поколения стали последним советским достижением в постройке неатомного подводного флота. Их ещё часто называют «Варшавянка» (ими первоначально предполагалось оснащение ВМС стран организации Варшавского договора). На их фоне не буду ни слова говорить об их предшественниках 3-го поколения - проекте 641Б "Сом": слишком устаревший подход к подлодкам: 877 впервые строили в "дирижабельной" форме, актуальной и сегодня. Автоматизированный комплекс вооружения включал 6 торпедных аппаратов калибра 533 мм, боезапас - до 18 торпед или 24 мины.

Строили её на 3-х заводах (вот на это обратим особое внимание): в 1979 г. на заводе им. Ленинского Комсомола в Комсомольске-на-Амуре заложили головную Б-248 (строили 3 года), на Адмиралтейских верфях Ленинграда и на Красном Сормово в Горьком.

2 лодки имели небольшое отклонение от базового проекта: 877ЛПМБ Б-800 "Калуга" - особый винт, и 877В Б-871 «Алроса» - экспериментальный водомётный движитель вместо винта. Лодка стала самой тихой в проекте.

2. 877Э - 2 лодки, 1984-5 гг. + 877ЭКМ - 18 лодок, 1983-2000 гг.

 
 
Странное
 

На базе экспортной модификации 877Э (2 лодки, до сих в строю у Польши и Румынии) разработали 877ЭК (Экспортный Капиталистический), не пошедший в производство. Вместо него запустили доработанный 877ЭКМ (Экспортный Капиталистический Модернизированный), основной акцент при модернизации - обеспечение работы механизмов лодки в тропических условиях. По проекту 877ЭКМ в 1983-2000 гг. построили 18 субмарин.

Доработанный для ВМС Индии проект получил шифр 08773. Отличия - в установке ракетного комплекса Club-S, системой управления ракетами Lama-ER, нового гидроакустического комплекса МГK-400ЭM (MGK-EM), усовершенствованных систем управления и обслуживания.

3. проект 636 - 2 лодки, 1997-8 гг. + 636М - 10 лодок, 2004-10 гг. + 636.1 - 8 лодок, 2013-9 гг.

 
 
Странное
 

На базе проекта 877ЭКМ для китайских ВМС разработали проект 636 «Варшавянка» (построено 2 лодки), отличающийся оборудованием и доработками корпуса. В результате модернизации проекта 636 возник проект 636М.

Ещё 8 подлодок простроили для Вьетнама и Алира по проекту 636.1.

За рубежом к лодкам проектов 877 и 636 относятся бережнее, чем у нас: списана только одна индийская, да и та после аварии.

Нынешнее состояние 877 проекта в России: 11 лодок в строю

Забавно, что одна из "иностранок" осталась у России, и до сих пор в строю на Балтике - Б-806 "Дмитров".

Из 22 построенных лодок в строю осталось 9: 5 на Тихоокеанском флоте и 4 - на Северном.

"Алросу" (10 "живой" корабль проекта) перевели с Черноморского флота на Балтийский.

4. Возрождение российского подводного флота проектом 636.3: 9+4 лодки, 2014-21 гг. + до 2025 гг.

 
 
Странное
 

К строительству подводного неатомного флота Россия вернулась в 2010 г. С того момента построили только на "Адмиралтейских верфях" (помните, выше отмечал, что раньше строительство вели 3 завода одновременно?) "полный" пакет из 6 подлодок проекта 636.3 для Черноморского флота: Б-261 "Новороссийск" (2014 г., строили 4 года), Б-237 "Ростов-на-Дону" (2014 г., 3 года), Б-262 "Старый Оскол" (2015 г., 2 года 11 месяцев), Б-265 "Краснодар" (2015 г., 1 год 9 месяцев), Б-268 "Великий Новгород" (2016 г., 2 года) и Б-271 "Колпино" (2016 г., 2 года и месяц). Обратили внимание. как вступление РФ в войну на территории Сирии ускорило постройку, и 1 лодку создавали всего 1 год и 9 месяцев - можем, если хотим? Основное отличие лодок проекта 636.3 - ракетный комплекс «Калибр». Конечно и многие другие показатели выше, но по сути - это всё та же 877 проекта лодка.

 
 
Странное
 

2-й пакет начали строить для Тихоокеанского флота, уже построена половина: Б-274 «Петропавловск-Камчатский» (2019 г., 2 года и 4 месяца), Б-603 «Волхов» (2020 г., 3 года 3 месяца) и Б-602 «Магадан» (2021 г., 1 год и 11 месяцев). 2-я половина - на подходе: Б-588 «Уфа» (2022?), «Можайск» (2023?) и «Якутск» (2024?). Видимо, их делают под замену 5 лодок проекта 877.

А вот для какого флота строится 4-я лодка - "Петрозаводск"? Судя по названию, она начнёт "пакет" из 6 лодок для Северного флота - видимо, под замену 4-х лодок 877 проекта.

5. Российский проект 677 "Лада" - долгострой корнями из 1990-х, 1+2 лодки

 
 
Странное
 

Развитием проекта 877 стла лодка проекта 677 "Лада". Однако, задуманная ещё в СССР, она стала реальностью только в 1990-е гг. Это и предопределило её непростую судьбу. Лодок этого проекта - всего 3: Б-585 "Санкт-Петербург" (заложена в 1997 г., спущена в 2004 г. и введена в опытную эксплуатацию с 2010 г. и введённая строй только 21 сентября 2021 г. после опытной эксплуатации - т.е., строили её 12 дет и 7 месяцев - умопомрачительный срок!), остальные строятся - Б-586 «Кронштадт» (2022?, в постройке 17 лет!), Б-587 «Севастополь» успели переименовать в
Б-587 «Великие Луки» (2022? заложена в 2006 г., перезаложена 2015 г., в постройке, получается, 16 лет), К сожалению, строят их опять же на "Адмиралтейских верфях".

Подписан контракт ещё на 3 таких лодки, которые могут построить к 2027 г. Страшный проект по длительности, стоянию у достроечных причалов. Да, и флот непонятен - у нас с лодками беда на Балтике. а дизельные зачем-то строят для Северного флота.

Неудачное название?

 
 
Странное
 

На базе 677 проекта ЦКБ "Рубин" наплодило кучу проектов, но не построена ни одна лодка ни по одному из этих проектов: Амур 550, Амур 750, Амур 950, Амур 1450, Амур 1650 и Амур 1850.

 
 
Странное
 

Может, "Рубину" давно пора отказаться от названия "Амур", которое не принесло ни одной удачи?

Отличия 877 (636) проекта и 677

 
 
Странное
 

Чем же отличаются быстрые в постройке 636 (рекорд, напомню, 1 год 9 месяцев) и 677 (антирекорд - 17 лет)?

Немного 636 (677) - размерами: водоизмещение надводное 2300 (1765) - подводное 3040 (2650) т., длина наибольшая - 72,6 (66,8) м., ширина корпуса наиб. 9,9 (7,1) м., средняя осадка - 6,2 (6,6) м. Получается, "Лада" легче на 23% в надводном состоянии и на 13% - в подводном, короче на 8% и уже на 29%. Надводная скорость у них одинаковая - 10 узлов, а вот подводная у 677 больше - 21 узел против 17-19 у 877. Рабочая глубина погружения почти одинакова - 240 м. у 877 и 250 - у 677. При одинаковой предельной в 300 м. Автономность плавания тоже совпадает - 45 суток. Но, экипаж 677 существенно меньше - 35 человек против 57 на 877.

И это - при абсолютно одинаковом вооружении!

6. Малые подлодки проекта 865 "Пиранья" - 2 лодки, 1988-90 гг.

 
 
Странное
 

Ещё один советский проект, оказавшийся маловостребованным после развала СССР Горбачёвым. "Пираний" построили только 2, поэксплуатировали до 1999 г., и списали на металлолом. А сейчас неоднократно слышал предложения о возрождении проекта.

Новые проекты

В 2013-6 гг. ЦКБ "Рубин" разработало проект 777А новой НАПЛ "Калина" 5-го поколения.

 
 
Проект Амур-1650 с ВНЭУ
 

По аванпроекту предусматривается возможность размещения крылатых ракет «Калибр», и использования 2-х вариантов двигательной установки - воздухонезависимой энергетической установки (ВНЭУ) - с которой у нас по-прежнему большие проблемы - и литий-ионной аккумуляторной батареи (ЛИАБ).

 
 
Странное
 

Однако, строительство "Калины" по государственной программе вооружений до 2025 года отсутствует, и начнётся после 2025 г.

 
 
Странное
 

СПМБМ «Малахит» разработало проект малой подлодки прибрежного действия П-750Б «Сервал». У неё водоизмещение ок. 1450 куб. метров. ПЛ П-750Б получит ВНЭУ на основе газотурбинного двигателя замкнутого цикла, с помощью которой значительно повысится продолжительность нахождения её под водой.

Готовы к серийному производству и "Супер-Пиранья" П-650.

Почему 2 завода не работают?

И напоследок - главный вопрос - почему 2 завода ("Красное Сормово" и ЛенКома в Комсомольске-на-Амуре) не участвуют в постройках, хотя имеют подобный опыт?

 
 
Странное
 

На "Красном Сормово" ещё при советской власти сменили производство 877 подлодок на атомные проекты 945 «Барракуда» (с 1984 г.) и проекта 945А «Кондор» (1993 г.). а после сокращений и реформ и полного перевода производства АПЛ в Северодвинск тема просто оказалась забыта. И чего сейчас не вернуться с постройкой "Калин" на "Красное Сормово", пока "Адмиралтейские верфи" будут достраивать уже привычные 677?

 
 
Странное
 

ПАО «Амурский судостроительный завод» (АСЗ, в прошлом судостроительный завод № 199 имени Ленинского Комсомола) упорно строит корветы, и отказался с начала 2010-х гг от строительства подлодок. А зря - малоэффективно перегонять их с Балтики на Тихий океан.

 
 
Странное
 

Кстати, и у ССЗ "Звезда" полно возможностей вернуть на Тихий океан строительство подлодок. Тем более, что ремонт и утилизация подлодок там уже давно освоены.

Соотношения подлодок на флотах

Давайте посмотрим, чем мы располагаем для "диалога" с агрессорами:

 
 
Странное
 

На Балтике против 2-х наших подлодок проекта 877 (одна из которых в ремонте) - у Германии (6 подводных лодок типа 212), у шведов (3 подлодки проекта «Готланд» и 2 - проекта «Сёдерманланд») и у поляков (1 подлодка проекта 877 и 1 старая норвежская), у прибалтийских государств, Дании и Финляндии подлодок нет - т.е., 1,5 против 13 (11,5%) - весьма негусто.

 
 
Странное
 

На Чёрном море - дела получше: 6 подлодок проекта 636.3 против 13 лодок турции (7 типа «Превезе» (209/1400) и 6 лодок проекта 209/1200 типа «Атылай») и 1 проекта 877 Румынии. Т.е., 6 против 14 (43%) - тоже проблемно, но соотношение куда лучше, чем на Балтике.

ТОФ и СФ сравнивать не буду - там много атомных подлодок, да и акватории иного рода. А вот на закрытых акваториях лодки весьма важны.

 
 
Странное
 

Кстати, в нашей Каспийской флотилии (подробнее можно посмотреть мой материал по этой теме) нет ни одной подлодки, а вот у Ирана - 2-3 мини-подлодки. Мелочь, а неприятно. Вот туда бы возрождённые "Пираньи" - самое то!

Подведём итоги: удачный советский 877 проект эксплуатируется в модернизированном формате до сих пор как 636.3. Его развитием является проект 677 - оказавшийся страшным долгостроем, и только сейчас начавшим втягиваться в какое-то разумное время строительства. 6 разработанных ЦКБ "Рубин" проектов бесполезно пылятся на полке. А 2 ("Калина" и "Сервал") пока в подвешенном состоянии. Т.о., из 11 базовых проектов реализованы только 3 (27%), причём один 877/636 (советский) - успешно, а 677 - частично успешно. Будут ли реализованы ещё 2 разработанных проекта (18%) - неизвестно. А нам очень нужны неатомные подлодки на Балтику - не менее 4 сразу и 6 как минимум, а также не помешают по несколько П-750Б на каждый флот, включая Каспийскую флотилию.

 

Бонус для дочитавших: как одна из старых подлодок встала в Балаклавской подводном музее на причал.

https://zen.yandex.ru/media/id/5ec000bb7f5192548fb26d8f/strannoe-vozrojdenie-pouchitenaia-dramaticheskaia-istoriia-rossiiskogo-neatomnogo-podvodnogo-flota-61cd257dc01b0027b60f0aa4?&

Вернуться к списку новостей