70 лет назад, в декабре 1951 г. в боевой состав ВМФ СССР была принята дизель-электрическая подлодка С-80 – головной корабль нового проекта 613. До 1958 г. флот получил еще 214 таких подлодок, что сделало их самыми массовыми в отечественной истории. В основу такого рекорда легло несколько факторов. Это ответственный и грамотный труд инженеров и судостроителей, правильный подход к процессам проектирования, применение актуальных технологий и т.д.
На стадии проектирования
Осенью 1944 г. советский флот поднял со дна Финского залива затонувшую немецкую субмарину пр. VIIC. Специалисты ознакомились с нею и отметили некоторые технические решения. Вскоре появился приказ о разработке собственной ДЭПЛ с шифром «613», в конструкции которой предлагалось использовать как собственный опыт, так и идеи немецкого происхождения. Проектирование поручили ЦКБ-18 (ныне ЦКБ МТ «Рубин»).
В 1945-46 гг. советские специалисты получили доступ к более совершенным немецким подлодкам типа XXI и нашли в них немало полезного. С учетом новых знаний собственный пр. 613 доработали. Окончательный вариант проекта подготовили в 1947-48 гг., после чего началась подготовка к массовому строительству.
Таким образом, при создании пр. 613 ЦКБ-18 использовало весь накопленный опыт и свои наработки, а также получило возможность изучить и применить передовые решения побежденного противника. Это позволило сэкономить время, силы и ресурсы на самостоятельном создании и отработке новых технологий. Фактически именно такой подход предопределил все последующие результаты пр. 613 – от расчетных тактико-технических характеристик до производственных возможностей.
За счет смешанного подхода с объединением собственных и трофейных наработок удалось создать удачную дизель-электрическую подлодку, тактико-технические характеристики которой полностью соответствовали требованиям времени. Кроме того, впоследствии пр. 613 продемонстрировал неплохой модернизационный потенциал.
Технические преимущества
Пр. 613 предлагал строительство подводного корабля длиной 76 м и полным водоизмещением 1350 т. В подводном положении такая подлодка развивала скорость до 13 узлов и имела рабочую глубину 170 м. Экипаж – 52 чел., автономность – 30 сут. Корабли первых серий несли артиллерийское и минно-торпедное вооружение, но затем от пушек отказались.
Характерной особенностью конструкции было использование простых идей одновременно с передовыми; также совмещали хорошо освоенные и новые для нашей промышленности решения. Так, прочный корпус, разделенный на семь отсеков, имел цельносварную конструкцию с внутренними шпангоутами. Для оптимизации внутренних объемов сечение корпуса изменялось: часть отсеков была цилиндрической, а прочие выполнили в виде «восьмерки».
За пределами прочного корпуса находился набор из десяти балластных цистерн. Для упрощения их конструкции, кингстоны находились только на двух центральных, тогда как прочие наполнялись и продувались при помощи трубопроводов. Прочный корпус и цистерны прикрывались легким корпусом несложной конструкции по типу подлодок времен войны.
Силовая установка подлодки включала два современных дизельных двигателя 37Д мощностью по 2 тыс.л.с. Такие дизели показывали требуемые характеристики, но выгодно отличались от изделий предыдущих моделей меньшими габаритами. Также использовались главные электромоторы ПГ-101 мощностью по 1350 л.с. и двигатели экономического хода ПГ-103 по 50 л.с. каждый. В двух отсеках разместили аккумуляторные батареи 46СУ, заряжавшиеся при помощи моторов ПГ-101 в режиме генератора.
Привод двух гребных винтов осуществлялся от дизелей или электромоторов через улучшенную трансмиссию на основе современных компонентов. К примеру, новые шинно-пневматические муфты позволили установить двигатели на виброгасящих опорах. Кроме того, упростилась сборка трансмиссии и гребных линий.
Основным вооружением в пр. 613 являлись шесть торпедных аппаратов калибра 533 мм. Четыре находились в носу, две в корме. Боекомплект составлял 12 торпед, из них 6 на стеллажах в носовом отсеке. Имелась возможность применения мин – до 20 ед. на борту. В первой версии проекта предусматривались двуствольные зенитные орудия 2М-8 (25 мм) и СМ-24-ЗИФ (57 мм). В целом по составу и мощи вооружений подлодка «613» не уступала другим отечественным и зарубежным кораблям своего времени.
В дальнейшем лодки пр. 613 лишились артиллерийского вооружения ввиду его малой ценности в современных условиях. На рубеже пятидесятых-шестидесятых подлодки получили новое ракетное вооружение. Так, на основе «613» разработали серийно строившиеся ракетные ДЭПЛ пр. 644 и 664 с ракетами П-5. Кроме того, серийные подлодки пр. 613 неоднократно перестраивались в опытовые корабли для испытания различных ракетных комплексов.
Подлодки комплектовались гидроакустической станцией и радиолокатором для поиска надводных целей. Имелся развитый комплекс средств связи. По мере продолжения эксплуатации, проводилась замена всех этих компонентов на современные образцы. За счет этого характеристики систем связи и освещения обстановки постоянно росли и не отставали от требований времени.
Решения для производства
Большое внимание уделили технологическим особенностям проекта и подготовке производственных мощностей. При этом строительство подлодок удалось наладить сразу на нескольких заводах. Первыми пр. 613 освоили горьковский завод №112 («Красное Сормово») и ленинградский №189 («Балтийский завод). Также к ним присоединились завод №444 в Николаеве и завод №189 в Комсомольске-на-Амуре.
При реализации проекта «613» судостроительные заводы освоили несколько новых технологий. Так, разработали и внедрили новые варианты автоматической сварки и рентгенографический контроль швов. Значительно улучшили точность производства, благодаря чему в основном отпала необходимость подгонки деталей по месту. Также впервые в отечественной практике подлодки строились по поточно-секционному методу со сборкой отдельных крупных агрегатов для последующей стыковки.
Проект 613 разрабатывался с учетом упрощения производства, а освоение новых технологий и оптимизация существующих процессов позволяли более полно реализовать подобный его потенциал. Одним из главных результатов этого стало значительное ускорение строительства подлодки в сравнении с предыдущими проектами.
Рекорды кораблестроения
Проект 613 полностью соответствовал требованиям ВМФ в начале и первой половине пятидесятых годов. При этом промышленность имела возможность строить такие подлодки быстро и в значительных количествах. Это привело к формированию самых смелых планов, которые были выполнены лишь частично – но и без этого привели к рекорду.
Изначально предполагалось построить 340 новых кораблей для переоснащения подводных сил всех флотов. Однако позже планы сократили в связи с появлением новых, более совершенных проектов. Строительство ДЭПЛ пр. 613 завершили в 1957-58 гг., и к этому времени флот получил «всего лишь» 215 подлодок. Ни один другой отечественный подводный корабль не строился столь крупной серией.
Следует отметить, что впечатляют не только общие цифры, но и вклад предприятий в программу строительства. Большую часть заказов Минобороны выполнил горьковский завод №112 – с его стапелей сошло 115 подлодок. Еще 76 построил Николаев. В Ленинграде и Комсомольске-на-Амуре, в силу специфики планов, построили в общей сложности менее 30 ед.
В наиболее успешные годы все заводы совместными усилиями строили и сдавали флоту почти 70 подлодок. В среднем, сдача нового корабля проходила каждые 5-6 дней. При этом строительство сопровождалось регулярной доработкой проекта и соответствующей перестройкой производства, которые, однако, не оказывали большого влияния на общие темпы.
Образцовая надежность
Еще до конца производства, к середине пятидесятых, ДЭПЛ пр. 613 стали основой советского подводного флота. В дальнейшем появились более новые и совершенные подлодки, однако статус имеющихся «613», в силу их количества, почти не менялся. Они самым активным образом эксплуатировались на разных флотах, несли боевое дежурство и успешно решали все поставленные задачи.
По мере продолжения службы, лодки пр. 613 проходили ремонты и модернизации. В ходе таких мероприятий восстанавливались изношенные узлы, продлевался ресурс и т.д. Регулярно осуществлялась замена устаревших приборов более современными аналогами. Все эти меры позволяли не просто сохранять подлодки в строю, но и поддерживать их характеристики и возможности на требуемом уровне.
Впрочем, со временем отставание «613» от более новых проектов стало очевидным, и начался достаточно длительный процесс отказа от таких подлодок. Последние корабли вывели из состава флота и списали только в начале девяностых годов. К этому времени возраст самых новых ДЭПЛ приблизился к 35 годам – немало для техники этого класса.
Более 40 подлодок в разное время передали нескольким зарубежным странам. Некоторые из них, не имея выбора и альтернативы, продолжали эксплуатацию лодок в течение более длительного времени. Последние корабли были выведены из боевого состава только в недавнем прошлом.
В ходе эксплуатации подлодки пр. 613 показали высокую надежность. Несмотря на необходимость регулярных ремонтов, они не сталкивались с крупными проблемами. Кроме того, за все время эксплуатации было потеряно только две лодки. При этом только одна катастрофа, предположительно, была связана с отказом техники.
Эпохальный проект
Дизель-электрические подводные лодки пр. 613 имеют особое значение для нашего военно-морского флота. С их помощью СССР смог всего за несколько лет провести массовое, эффективное и удачное переоснащение подводных сил, приведя их в соответствие с требованиями времени. Затем в течение нескольких десятилетий ДЭПЛ «613» обеспечивали необходимые качественные и/или количественные показатели флота.
В ходе разработки и организации производства наша промышленность успешно использовала уже имеющиеся технологии и наработки, а также изучала и переосмысливала иностранные «трофеи». Кроме того, были разработаны свои собственные решения разного рода. За счет всего этого был создан научно-технический задел для разработки множества новых подлодок разных классов.
Таким образом, ДЭПЛ пр. 613 занимают особое место в истории советского флота и судостроительной промышленности. В кратчайшие сроки они позволили решить актуальные задачи и заложить основы для продолжения таких процессов в будущем. А кроме того, они установили рекорды численности, продолжительности службы и надежности – и самый заметный из них удерживается до сих пор.