ТОП - 3 найденные советские подводные лодки Балтики, которые затонули во время ВОВ

В водах Балтики находятся 38 из 65 субмарин, бывших в годы Великой Отечественной войны в составе советского Военно-морского флота. Почти 70 лет многие родственники стаются в неведении насчёт подробностей и точного места нахождения подлодок, на которых служили их отцы и деды.

Координаты некоторых подводных лодок становятся известными только в последнее время. В этой статье я расскажу о судьбе 3 субмарин и её членов экипажа.

1. Подводная лодка "С-7"

 
 
Советская подводная лодка
 

В 1998 году группа шведских дайверов обнаружила на дне Балтийского моря, недалеко от пролива Южный Кваркен, советскую подводную лодку "С-7", потопленную в 1942 году.

Согласно официальным данным, 17 октября 1942 года "С-7" вышла в боевой поход с задачей поиска и уничтожения боевых кораблей и транспортов противника, осуществляющих перевозку сырья из Швеции в Германию.

21 октября командир донёс радиограммой об успешном форсировании противолодочных рубежей в Финском заливе и выходе в Аландское море. При этом опасность подстерегала подводный корабль на каждом метре пути.

Достаточно сказать, что лодка пересекла 42 линии противолодочных мин, причём дважды касаясь бортами минрепов. Однако высокое мастерство экипажа позволило пройти путь от Лавенсаари до устья Финского залива, т.е. до Аландского моря, длиною около 466 км за 2 суток, что являлось для того времени наивысшим показателем.

Радиограмма от 21 октября оказалась последней. Далее связь с кораблем прервалась. Непрерывные вызовы на связь оставались без ответа. В январе 1943 года, когда Финский залив сковало льдом, надежд на возвращение пропавшей лодки уже не оставалось. Приказом командующего Балтийским флотом "С-7" была исключена из состава действующих кораблей.

 
 
Подводная лодка
 

Впоследствии выяснилось, что 21 октября в 19:00, с наступлением темноты командир принял решение всплыть для зарядки аккумуляторных батарей. Зарядку начали, двигаясь курсом на север. В таком положении подводная лодка в то время была весьма уязвима. Шум от работающих дизелей разносился далеко над водной поверхностью, что не только демаскировало лодку, но и не давало возможности определить шумы кораблей противника.

На мостике находились командир корабля С.П. Лисин, штурман М.Т. Хрусталёв, рулевой-сигнальщик А.К. Оленин, комендор B.C. Субботин, выставленный для усиления наблюдения за морем, и трюмный В.И. Куница, вышедший наверх с разрешения командира.

Вдруг внезапный взрыв потряс подводную лодку. Всех, кто был на мостике, взрывной волной сбросило в воду, а корабль практически мгновенно затонул.

Оказавшиеся в ледяной воде подводники с трудом отыскали друг друга. Штурман М.Т. Хрусталёв не сумел освободиться от кожаного реглана и утонул под его тяжестью. Остальные, одетые в спасательные бушлаты, поддерживая друг друга, решили вплавь выбираться на берег.

Неожиданно перед ними возник корпус подводной лодки. Но это была чужая подводная лодка, утопившая их родной корабль. Все четверо (ЛисинОленинСубботин и Куница) были подняты на ее борт и впоследствии помещены в лагерь для военнопленных.

2. Подводная лодка "Щ-305"

 
 
Советская подводная лодка
 

Летом 2007 года шведские дайверы с помощью подводной камеры с дистанционным управлением обнаружили у Андаманских островов советскую подводную лодку "Щ-305".

Эта субмарина была заложена в ноябре 1932 года в Ленинграде под именем "Воинствующий безбожник". Она строилась на средства от добровольных взносов членов этого общества. 3 декабря 1934 года подводную лодку переименовали в "Линь", и она вступила в строй.

В свой первый боевой поход "Щ-305" отправилась уже на третий день после начала Великой Отечественной войны. Тогда подлодка встретилась с финской субмариной, ходившей в водах Аланских островов под названием "Водяной". Сначала советская "Щ-305" пыталась тоопедами потопить финскую подлодку, затем стреляли финны.

Завершилось без потерь для обеих сторон. После первого боя они продолжили выслеживать друг друга и атаковывать, но обе лодки продолжали оставаться на плаву.

Только спустя год, в ноябре 1942 года одна победилв другую. Экипаж финской подлодки, неуспешно обстреляв торпедами "Щ-305", в отчаянии, что русские неуязвимы, пошел на таран. Такого в истории Второй мировой войны, еще не случалось. Это была действительно высшая степень отчаяния и нервозности воевавшего на стороне фашистской Германии экипажа финской подводной лодки. Связь с "Щ-305" пропала 5 ноября.

 
 
Подводная лодка
 

С подводной лодки "Линь" 38 человек никто не вернулся. Финская субмарина получила значительные повреждения.

3. Подводная лодка "С-9"

 
 
Подводная лодка
 

В свой последний поход для разведки Нарген-Порккалаудского рубежа "С-9" вышла 30 июля 1943 года. К этому времени немцы значительно усилили ПЛО в Финском заливе.

7-9 августа подводная лодка обследовала противолодочные сети и сообщила об обстановке. Попытка форсирования сетевого заграждения окончилась неудачей. Пытаясь прорваться, "С-9" выпустила в сторону сетей торпеду, но была замечена силами ПЛО и атакована.

В ночь на 12 августа подводная лодка сообщила о своем возвращении и запросила время и место встречи с эскортом. Больше "С-9" на связь не выходила.

Долгое время считалось, что "С-9" затонула на минном заграждении 14-15 августа или в результате атаки финского корабля "Виско", северо-восточнее острова Кери 15 августа, до тех пор, пока в начале мая 2013 года она не была найдена на дне у острова Большой Тютерс экспедицией "Поклон кораблям Великой Победы".

 
 
Подводная лодка
 

Подлодка стала жертвой одной из неконтактных донных мин заграждения "Зееигель", подорвавшись на ней кормовой частью. Из отчета экспедиции по состоянию остова затонувшего корабля, лодка лежит в 9 милях юго-восточнее острова Большой Тютерс, на глубине около 45 метров, грунт – глина.

Нос на север. Кренов нет, легкий дифферент на корму, так, что форштевень почти полностью над грунтом, а корма ушла в грунт по ватерлинию. Винторулевая группа невидима. Носовые горизонтальные рули подняты "на всплытие".

Выломан (накренен) носовой меч гидроакустики. Легкий корпус мостика разрушен рыбацким тралом, который и сейчас закрывает всю рубку лодки. Приборы, которые были на мостике, смяты и сорваны сетями. Они лежат среди обломков ограждения мостика, где была обнаружена латунная литера "С".

Позади рубки видны повреждения, полученные от подрыва на мине. Разрушения в виде разломов поперек корпуса лодки: первый в 5 метров от кормового среза рубки, второй в 20 метров и третий в 25 метров.

Через трещины видно, что разломы идут как по легкому так и по прочному корпусу лодки. Корпус лодки, между разломами 2 и 3, имеет очень сильную деформацию, листы железа погнуты и задраны вверх. Можно предположить, что эпицентр взрыва был в районе 20-25 метров от рубки в сторону кормы.

Вместе с подводной лодкой не вернулись 46 человек...

https://zen.yandex.ru/media/iuliia_nikitina/top-3-naidennye-sovetskie-podvodnye-lodki-baltiki-kotorye-zatonuli-vo-vremia-vov-61ba53de14f96f27bb1b7a2b?&

Вернуться к списку новостей