Быстрее торпеды: как советская подводная лодка установила действующий до сих пор рекорд скорости
Соединенные Штаты Америки стали первой страной, поставившей на вооружение атомные подводные лодки. Но рекорд скорости среди таких кораблей вот уже более полувека удерживает уникальная советская АПЛ.
Осенью 1971 года американский авианосец «Саратога», бороздивший Атлантический океан, зафиксировал шумы, которые могла издавать только подлодка. Вот только двигалась она со скоростью, превышающей возможности всех существовавших на тот момент подводных кораблей. Так моряки США познакомились с чудом советской техники — АПЛ К-222 «Анчар».
Американская доктрина доминирования на просторах мирового океана базировалась на использовании ударных авианосных группировок, раскиданных по всему земному шару. Крупные соединения обеспечивали Соединенным Штатам возможность проецирования силы на любую точку планеты, исключая наиболее удаленные от морей участки. Стоило это невероятно дорого, и ответить симметрично СССР не мог при всем желании.
Пришлось выкручиваться. И, как водится у отечественных конструкторов, ответ превзошел все ожидания.
В 1968 году в Северодвинске спустили на воду подводную лодку без преувеличения уникальной конструкции, разработкой которой занималось ленинградское КБ «Малахит». 106-метровая субмарина обладала корпусом из титанового сплава, для изготовления которого пришлось создавать с нуля специальные технологии и производственные мощности.
Сердцем лодки были два водо-водяных атомных реактора, а главным оружием — крылатые противокорабельные ракеты П-70 «Аметист». Причем огонь можно было вести прямо из-под воды, чего ранее также никто не пробовал.
Задачей «Анчара» была охота за авианосцами противника. Для этого, помимо ракет «Аметист» с боеголовкой весом в одну тонну, они располагали важнейшим преимуществом — скоростью. По паспорту подлодка могла выдавать 38 узлов в подводном положении, но на контрольных испытаниях экипаж выжал из машины 44,7 узлов (без малого 83 км/ч). Этот рекорд, спустя полвека, так никто и не смог побить.
Однако все познается в сравнении. Максимальная скорость хода «Саратоги», двигавшегося по водной поверхности, составляла всего 34 узла, и поддерживать ее авианосец мог ограниченное время. Таким образом, «Анчар» имел возможность свободно маневрировать вокруг идущего на максимуме американского соединения, выбирая любую удобную позицию для атаки.
Правда, за выдающиеся показатели пришлось заплатить. Сама по себе лодка обошлась советскому бюджету в 240 млн рублей (около 1% ВВП СССР на тот момент). Но чтобы ее построить, фактически пришлось создавать новую отрасль цветной металлургии.
«Анчар» так и остался единственным подводным кораблем своего проекта. Но на субмарине отработали все необходимые технологии, которые легли в основу АПЛ «Лира» и используются в стоящих на вооружении России подлодках проекта 949А «Антей».
Сама К-222 прослужила до 1984 года, после чего ее перевели в резерв и в 2008 году приступили к ее утилизации.
Основным недостатком «Анчара» стало побочное следствие его самого большого достоинства. Идущая на полной скорости лодка была невероятно шумной, и в дальнейшем конструкторы предпочли совершенствовать скрытность в ущерб скоростным качествам.
Лодки проекта К-222 вряд ли когда-либо вновь появятся на стапелях корабельных заводов. Хотя иногда изменения геополитической обстановки вынуждают стряхивать пыль со старых проектов. Так, Соединенные Штаты готовятся возобновить производство истребителей пятого поколения F-22 в связи с усилением России и Китая.
Автор статьи Григорий Ажданин
«Слово и дело»: