Система обнаружения ПЛ по кильватерному следу

Система обнаружения ПЛ по кильватерному следу

Система обнаружения по кильватерному следу (СОКС) штука секретная и информации по ней очень мало. Впервые система СОКС была установленна на К-14 в 1969г. С тех пор система устанавливается на все многоцелевые ПЛ. Очень хорошо видны датчики системы МНК-200-1 «Тукан» на лодках пр.971 Щука-Б.

 
 
Один из датчиков СОКС расположен на рубке ПЛ. Источник https://pbs.twimg.com/media/DM-vxoxXkAA-rm4.jpg
 

Лодка при прохождении даже на малом ходу, на большой глубине, оставляет за собой не только определенные завихрения воды, но и тепловой след, еще лодка оставляет за собой очень слабый радиационный след. Завихрения воды сохраняются в толще воды достаточно долго, точных цифр конечно нет. Система может уловить кильватерный след ПЛ от 30 мин до нескольких часов после прохождения.

 
 
Еще один датчик системы МНК-200-1 «Тукан»  Источник https://2018.f.a0z.ru/04/03-6125817-pr-971g.jpg
 

Система (СОКС) оптическая работает по принципу когерентно-оптической томографии. Имеет несколько датчиков на внешнем корпусе ПЛ. (на фото эти датчики). Так как след от проходящей пл остается достаточно долго, то система может с большой точностью определить факт прохождения ПЛ. Возможно система может определять и направление движения вражеской подлодки.

Данные с датчиков анализируются вычислительной машиной, выявляются закономерности и по совокупности анализа данных Система может распознать кильватерный след подводной лодки.

Самым главным достоинством данной системы является ее полная пассивность, лодка не излучает ничего в океан, поэтому обнаружить ее крайне тяжело, учитывая уровень шума лодок проекта Щука-Б.

Обмануть систему просто взбаламутив воду не удастся, данные поступают огромным массивом и анализируются компьютером. Поэтому хаотичные возмущения не будут восприняты как ПЛ.

 
 
Еще один датчик системы СОКС. Источник https://ic.pics.livejournal.com/kirill_nav_1/85469254/77123/77123_original.jpg
 

Система наведения по кильватерному следу, установленна на так называемые толстые 650 мм. торпеды, такие как "Кит". Говорят что от этой торпеды не было спасения. Американцы вынужденны были включать в состав АУГ целый крейсер, который должен был прикрывать авианосец от этой торпеды.

В интернете, в разных источниках, противоречивая информация касаемо этих торпед. По мнению одних торпеды сняты с водружения. Другие источники говорят что применяются и будут примениться.

 
 
На фото хорошо видны все датчики СОКС. На лодке Щука -Б.  Источник https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/931568/pub_5cfbeab022f0d900afbfc979_5cfbeb3be77f2e00b01cecde/scale_1200
 

Заключение:

Данных об этой системе не много, это и понятно она секретна. По данным что удалось найти такая система стоит и на новых ясенях и на всех многоцелевых АПЛ. Данные о наличии таких систем у наших потенциальных "Друзей" нет, есть фото каких то похожих датчиков, но что это и зачем, непонятно. Советские ученые умудрились в далеких 70-х создать то что никто не может сделать до сих пор. Какие еще тайны хранит наш подводный флот. Может мы и узнаем лет через 30. Но тогда ВПК России создаст еще что-то новое и ни капли не уступающее Советским достижениям.

Интересные факты:

  • Кильватерный след сохраняется дольше других физических полей, акустический шум, магнитные и другие поля движутся вместе с ПЛ, а кильватерный след остается как хвост за кормой.
  • В 80-х годах Советский атомоход К-147 пр 671. умудрился при помощи данной системы, висеть на хвосте американской ПЛ в течение 6 дней. Оставаясь при этом незамеченным. Американцы тогда считали что СССР отстает он них в системах обнаружения ПЛ, этот случай показал что они ошибались. Учитывая то факт, что в 80-х пр.671 это был не самый крутой и тихий атомоход.

Источник:

https://zen.yandex.ru/media/id/61089b2097036011549ea1a6/sistema-obnarujeniia-pl-po-kilvaternomu-sledu-6119c243d3f0df2564fb71aa?&

Вернуться к списку новостей