Система обнаружения ПЛ по кильватерному следу
Система обнаружения по кильватерному следу (СОКС) штука секретная и информации по ней очень мало. Впервые система СОКС была установленна на К-14 в 1969г. С тех пор система устанавливается на все многоцелевые ПЛ. Очень хорошо видны датчики системы МНК-200-1 «Тукан» на лодках пр.971 Щука-Б.
Лодка при прохождении даже на малом ходу, на большой глубине, оставляет за собой не только определенные завихрения воды, но и тепловой след, еще лодка оставляет за собой очень слабый радиационный след. Завихрения воды сохраняются в толще воды достаточно долго, точных цифр конечно нет. Система может уловить кильватерный след ПЛ от 30 мин до нескольких часов после прохождения.
Система (СОКС) оптическая работает по принципу когерентно-оптической томографии. Имеет несколько датчиков на внешнем корпусе ПЛ. (на фото эти датчики). Так как след от проходящей пл остается достаточно долго, то система может с большой точностью определить факт прохождения ПЛ. Возможно система может определять и направление движения вражеской подлодки.
Данные с датчиков анализируются вычислительной машиной, выявляются закономерности и по совокупности анализа данных Система может распознать кильватерный след подводной лодки.
Самым главным достоинством данной системы является ее полная пассивность, лодка не излучает ничего в океан, поэтому обнаружить ее крайне тяжело, учитывая уровень шума лодок проекта Щука-Б.
Обмануть систему просто взбаламутив воду не удастся, данные поступают огромным массивом и анализируются компьютером. Поэтому хаотичные возмущения не будут восприняты как ПЛ.
Система наведения по кильватерному следу, установленна на так называемые толстые 650 мм. торпеды, такие как "Кит". Говорят что от этой торпеды не было спасения. Американцы вынужденны были включать в состав АУГ целый крейсер, который должен был прикрывать авианосец от этой торпеды.
В интернете, в разных источниках, противоречивая информация касаемо этих торпед. По мнению одних торпеды сняты с водружения. Другие источники говорят что применяются и будут примениться.
Заключение:
Данных об этой системе не много, это и понятно она секретна. По данным что удалось найти такая система стоит и на новых ясенях и на всех многоцелевых АПЛ. Данные о наличии таких систем у наших потенциальных "Друзей" нет, есть фото каких то похожих датчиков, но что это и зачем, непонятно. Советские ученые умудрились в далеких 70-х создать то что никто не может сделать до сих пор. Какие еще тайны хранит наш подводный флот. Может мы и узнаем лет через 30. Но тогда ВПК России создаст еще что-то новое и ни капли не уступающее Советским достижениям.
Интересные факты:
- Кильватерный след сохраняется дольше других физических полей, акустический шум, магнитные и другие поля движутся вместе с ПЛ, а кильватерный след остается как хвост за кормой.
- В 80-х годах Советский атомоход К-147 пр 671. умудрился при помощи данной системы, висеть на хвосте американской ПЛ в течение 6 дней. Оставаясь при этом незамеченным. Американцы тогда считали что СССР отстает он них в системах обнаружения ПЛ, этот случай показал что они ошибались. Учитывая то факт, что в 80-х пр.671 это был не самый крутой и тихий атомоход.
Источник: