В приближающийся День моряка-подводника, который ежегодно отмечается в нашей стране 19 марта, уместно вспомнить о еще одном событии, ставшим судьбоносным для послевоенного развития отечественного Военно-Морского Флота. Ровно 70 лет назад, в далеком 1952 году, в Советском Союзе началось создание первой отечественной атомной подводной лодки.
Масштаб и сложность стоявших научно-технических и технологических задач в сложное послевоенное время потребовали для их решения привлечения лучших сил отечественной науки и промышленности, сотен научно-исследовательских институтов, проектно-конструкторских бюро и предприятий самых различных отраслей.
Важная роль отводилась тогда и ЦНИИ им. академика А.Н. Крылова – головному институту Министерства судостроительной промышленности СССР (сегодня – Крыловский государственный научный центр), занимавшемуся вопросами научно-технического обеспечения развития отечественного судостроения, проектирования и строительства кораблей и судов, в том числе и подводных лодок, накопившего значительный научный потенциал в этой области.
Достаточно сказать, что проектирование первой российской боевой подводной лодки «Дельфин» проходило еще в 1900 году под общим руководством заместителя заведующего Опытовым бассейном (от которого и ведет свою историю ЦНИИ им. академика А.Н. Крылова - Крыловский государственный научный центр) Ивана Григорьевича Бубнова (заведующим бассейном тогда являлся Алексей Николаевич Крылов).
Вполне закономерно, что именно в стенах ЦНИИ им. академика А.Н. Крылова в 1952году началась разработка первой отечественной атомной подводной лодки (проект 627 шифр «Кит»). Научным руководителем кораблестроительной части проекта был назначен директор этого ЦНИИ инженер-контр-адмирал Виктор Иванович Першин, а главным конструктором с сохранением должности заместителя директора по науке – инженер-капитан 1-го ранга Владимир Николаевич Перегудов.
Еще в 1947 году Владимир Николаевич, уже достаточно зрелый и опытный морской инженер, переводится в ЦНИИ им. академика А.Н. Крылова вначале на должность начальника отдела по новым перспективным направлениям кораблестроения, а с 1951 года – заместителем директора по научной работе. Это время в институте отмечено проведением широкомасштабных научно-исследовательских работ по повышению боевой эффективности кораблей, сопровождаемых активным развитием экспериментальной базы, включая строительство уникальных опытовых бассейнов. Здесь под руководством будущего главного конструктора АПЛ пр. 627 был выполнен ряд научных исследований по управляемости подводной лодки в подводном положении и прочности элементов ее конструкции, подготовлен и издан справочник конструктора подводных лодок.
В феврале 1953 года Владимира Николаевича назначают начальником и главным конструктором СКБ-143 (ныне СПМБМ «Малахит»), которому и поручается проектирование первой АПЛ. Он сумел свести воедино усилия сотен организаций, среди них и ЦНИИ им. академика А.Н. Крылова, для решения этой сложнейшей задачи. Среди множества возникавших вопросов, например, особого внимания требовали вопросы управляемости лодки на больших, ранее недостижимых, скоростях подводного хода. При ручном управлении движением АПЛ возникала опасность создания аварийных ситуаций по причине человеческого фактора. Для его устранения требовалась срочная разработка автоматических систем управления движением корабля, а для этого в свою очередь точное знание его гидродинамических характеристик при новых формах обводов.
Сложившийся эффективный тандем в лице ЦНИИ им. академика А.Н. Крылова (В.И. Першин) и СКБ-143 (В.Н. Перегудов) позволил успешно и в кратчайшие сроки решить ряд сложнейших научно-технических проблем. Предметами теоретических и экспериментальных исследований стали различные варианты корпуса подводной лодки, влияние гребных винтов различных форм на ходкость, управляемость и акустическую скрытность корабля. Изучались поворотливость лодки, её бортовая и килевая качки в подводном положении, процесс погружения и всплытия с ходом и без хода. Для проведения этих работ были изготовлены уникальные экспериментальные установки и аппаратура и в их числе специальные устройства для подводных испытаний моделей в бассейнах. Полученные результаты позволили получить данные по коэффициентам сопротивления воды движению корабля, его управляемости в надводном и подводном положениях, определить геометрические размеры носовой оконечности, винто-рулевого комплекса и ограждения рубки подводной лодки.
Как научный руководитель кораблестроительной части проекта 627 директор ЦНИИ им. академика А.Н. Крылова Виктор Иванович Першин стоял у истоков проводимых в условиях строжайшей секретности первых проектных проработок этого корабля. Они велись под руководством его заместителя В,Н. Перегудова в Москве, на территории Курчатовского института, куда В.И. Першин периодически выезжал с небольшой группой своих специалистов, обеспечивая решение ключевых вопросов проектирования (выбор материалов корпуса, глубины погружения, мощности энергетической установки и т.п.).
В обеспечение разработки АПЛ проекта 627 подразделения ЦНИИ им. академика А.Н. Крылова выполнили в 1952-1955 годах под руководством Виктора Ивановича Першина большой комплекс работ в области ходкости, управляемости, прочности, акустической защиты и т.п., внедрив в проект ряд новых технических решений по обводам корпуса, конструкции, малошумному гребному винту, средствам акустической защиты. Новые знания и отработанные методики проведения исследований в постоянно растущем объеме стали с тех пор на долгие годы важнейшими направлениями деятельности нынешнего Крыловского научного центра.
Сергей Титушкин
Сергей Иванович Титушкин - начальник группы истории Крыловского государственного научного центра, капитан 1 ранга запаса
https://vpk.name/news/588333_ispytany_prochnostyu-k_dnyu_moryaka-podvodnika.html