На носу лето, и ближайший праздник грядёт завтра – День (давно канувшей в Лету) пионерии. Но почему-то наряду с воспоминаниями о советском детстве в памяти возник отнюдь не пионерский праздник. Скорей, с точностью наоборот. Во всех смыслах.
Каждый год весь православный мир празднует Рождество Христово. Выбор конфессии явился основой тысячелетней государственности нашей страны, как ни крути. Праздник поныне значимый. Даже где-то на уровне более важном, нам смертным, непостижимом. Кто-то смог, а, главное, захотел и попал на ночную службу или на вахту на далёком Таймыре. Кто-то остался смотреть праздничную литургию по телевизору. Ну а кто-то развлекался грехопадением или просто спал. По-разному народ православный встречает праздники. Одно точно — все празднику рады.
В этот день, с ранья, а вернее, с ночи эфир переполнен смс-сообщениями от интернет-друзей, поздравительными открытками, репостами и даже мемами на тему Рождества. Мне тоже по «Ватсону» пришёл музыкальный репост. В нём две девочки исполняли на лестничной площадке песню о рождении Христа. Девочкам лет одиннадцать — двенадцать, голоса замечательные, и пели они радостно, а, главное, искренне. В общем, меня, что называется «накрыло»... До глубины!
А ведь когда-то похожий сюжет в точности произошёл со мной.
Как обычно пишут в книгах: «память начала перелистывать года...» или «...река времени понесла вспять...» Тут, главное, вовремя остановиться, не проскочить. Не то, не то... А, вот! Оно!
Тысяча девятьсот семьдесят восьмой. А точнее — седьмое января тысяча девятьсот семьдесят восьмого года. Передо мной два мальчика. Одному двенадцать (и это я), второму десять (и он мой младший брат Саша). Мы здоровы и счастливы. И находимся мы в тёплой хате (мазанке с земляным полом, устланным цветастыми ковриками ручной работы) на территории западной Украины. Для моих друзей, выпускников штурманского факультета, привыкших к точной привязке на местности, уточняю - Хмельницкая область, Шепетовский район, г. Полонное, остановка Жукы. В селе, короче.
Обычно на зимние каникулы мы оставались в Ленинграде, но в тот год, по-моему, из-за эпидемии гриппа объявили карантин. Все и без того немногочисленные для советского времени праздничные мероприятия отменены, и родители, дабы два балбеса не сидели дома, отправили нас к бабушке. На Украину. Да-да, на Украину. Ведь тогда она ещё не была «независимой» страной и ездили мы, да простят меня земляки, именно «на», а не «в» Украину.
В тот день мы встали рано, как обычно, умылись, празднично позавтракали, тепло оделись и шагнули через порог навстречу новому дню. Сразу оговорюсь, что это не фигура речи, учитывая то, чем мы собирались заняться. Мероприятие для пионеров необычное. Да какое там необычное – преступное мероприятие. Политический теракт! Причём тщательно спланированный и подготовленный. И не одиночкой, а группой. То есть, с отягощающими обстоятельствами.
Дело в том, что наша бабушка родилась в начале XX века, всю жизнь прожила в селе и, естественно, являлась глубоко верующим человеком. Я помню наши детские споры с ней, когда мы с братом, два идейных пионера, доказывали или, вернее, пытались доказать:
– Бога нет!
Вот придурки!
А она в ответ неустанно объясняла:
– Ни в посещении церкви, ни в молитве на ночь, ни в крёстном знамении ничего преступного нет.
Но мы категорически отвергали:
– Опиум для народа! – и всё тут.
Вот сколько ездили летом — не поддавались. А той зимой... поддались. Не помню, почему. Наверное, не хотели обидеть бабушку или звёзды так сошлись. А, может, оказавшись в местах, так сказать «на натуре», Гоголевских «Вечеров на хуторе близ Диканьки» просто окунулись в сказку.
Короче, разучили мы пару-тройку колядок, которые для нас были тождественны молитвам. Разучили быстро, как сказали бы в армии «на раз-два», благо я учился хорошо, а брат Саша и вовсе круглый отличник. Голоса у нас тоже под стать, пели не стесняясь, мы занимались в школьном хоре. Так что с интерпретацией проблем не предвиделось.
Бабушка объяснила, что делать придётся, как в советском фильме по Гоголю, другие примеры для школьников тогда отсутствовали. Действительно, алгоритм простой: заходим во двор, стучим в дверь, и когда хозяева открывают — поём. Вот и всё. И несложно, и не страшно. Тем более, все знакомые. Даже больше — родственники.
Не помню сейчас, чья хата была первой. Может, бабы Палашки, а может, бабы Веры. Да это сейчас и не важно. Помню, что обошли мы всех. Успех был... Грандиозный. Везде нам были рады и одаряли очень щедро. Понятно, по детским меркам, в смысле не наливали. Зато конфеты, пряники, печенье, пироги и прочие сладости текли рекой. Оказывается, что до нас НИКТО и НИКОГДА там не колядовал. А душа хоть и советская, но всё же русская, хотела полноценного праздника. Поэтому и реакция на наше появление оказалась положительная. Через несколько домов, увидев успех и связанный с ним «улов», к нам присоединились наши деревенские друзья. Они не пели, слов не знали, но активно изображали массовку. А добычи хватило на всех.
И день закончился радостно.
"Потрудились" на славу.
Мы с Сашей, моим братишкой, два идейных городских пионера возродили в далёкой украинской деревне, давно забытую рождественскую традицию — КОЛЯДКИ!
Что в дальнейшем никак не помешало нам стать нахимовцами. И удивительно, у меня и брата Саши оказался офицер-воспитатель 22 класса Вербицкий, мы его с любовью называли «Папа», а младшее поколение питонов «Папочка».
Чтите и любите своих предков, даже если «пропаганде» это вразрез. Быть может ваши предки живут на Луне и противостоят кому-то в межгалактической войне.
Не считайте меня ортодоксальным теологических дел профессором. Моя любимая жена, мать моих детей, мусульманка. Всегда поддержу мою избранницу и участвую в мусульманских обычаях и праздниках, являясь православным. Поэтому имею право и знаю, о чём с вами поделился.
С уважением, Сергей Сирый
Благодарю за поддержку! Берегите себя и своих близких.
https://zen.yandex.ru/media/borisedykh/prazdnik-vne-very-6284c3771cda9044f77f85bd?&