Подводные лодки на экспорт и для себя

В рамках прошедшего Международного военно-технического форума «Армия-2024», помимо других важных вопросов, обсуждалось военно-техническое сотрудничество с зарубежными партерами. Особое внимание было уделено сотрудничеству в сфере строительства военных кораблей и судов. Объединенная судостроительная корпорация, которая представила на форуме свои военные и гражданские проекты, имеет в этом вопросе огромный опыт.

Предлагаем вашему вниманию интервью «Медиапалубы» с директором департамента военно-технического сотрудничества Объединенной судостроительной корпорации (ОСК) Игорем Куликовым.

Главной темой беседы стали «Адмиралтейские верфи», входящие в состав ОСК. Это центр неатомного подводного кораблестроения корпорации, ведущий отечественный производитель глубоководной морской техники, наукоемких и высокотехнологичных судов гражданского и военного. Предприятие также имеет богатый опыт работы с иностранными заказчиками.

Фото: Адмиралтейские верфи

П: Известно, что «Адмиралтейские верфи» – один из крупнейших российских судостроительных заводов, выполняющий большой объем заказов Военно-морского флота России. С учетом потребностей России в военно-морской технике, есть ли возможность у «Адмиралтейских верфей» сейчас исполнять экспортные заказы? Если да, то какие экспортные проекты завод может предложить инозаказчикам?

– В настоящий момент основным проектом, предлагаемым на экспорт, являются подводные лодки проекта 636, которые пользуются хорошим спросом в силу их модернизационных возможностей. Этот проект запущен в серию в 1996 году и до сих пор обладает серьезным потенциалом. На данный момент 28 подводных лодок было передано заказчикам. Проект 636 в различных модификациях серийно строится для ВМФ РФ и инозаказчиков, благодаря чему «Адмиралтейские верфи» имеют отработанную технологию и налаженные связи с поставщиками. Отдельно нужно отметить постоянное сопровождение строительства проектантом – ЦКБ МТ «Рубин». Для иностранного заказчика это означает в первую очередь снижение технических рисков, а также возможность проведения модернизации на последующих этапах жизненного цикла подводной лодки.

Еще один проект вызывает интерес у иностранных заказчиков. Это «Амур 1650», экспортный вариант 677-го проекта. Его основные отличия от экспортных вариантов проекта 636 заключаются в установке на нем оборудования и систем нового поколения: ГАК, оснащенного буксируемой антенной, навигационного комплекса, радиолокационного комплекса, системы автоматизированного управления корабельными техническими средствами, системы электродвижения. Кроме того, благодаря новой архитектуре корпуса и применению новых материалов значительно снижены параметры физических полей.

Таким образом, проект «Амур 1650» значительно превосходит заказы проекта 636 по боевым возможностям, уровню автоматизации и скрытности.

Отдельно стоит отметить опыт «Адмиралтейских верфей» в строительстве глубоководных аппаратов. Предприятие приступило к строительству подобной техники в 1970 году, и с тех пор было построено 70 единиц. На экспорт предлагается «Бестер-1» – обитаемый глубоководный спасательный аппарат, предназначенный для спасения экипажей подводных лодок и выполнения подводно-технических работ.

В последнее десятилетие «Адмиралтейские верфи» активно наращивали опыт строительства научно-исследовательских судов, в том числе ледового класса, и готовы предложить иностранным заказчикам свои навыки в этом уникальном направлении. Современные исследования выходят далеко за рамки учебных заведений и исследовательских институтов. Суда, которые строит предприятие, предназначены для проведения самых современных исследований в различных регионах земного шара.

Фото: Медиапалуба

П: «Адмиралтейские верфи» построили уже не одну серию подводных лодок проекта 636 в различных модификациях. Насколько проект этой лодки до сих пор современен и может учитывать реалии сегодняшних требований?

– Предприятие в настоящий момент является центром неатомного подводного судостроения. Верфи серийно производят одну из самых удачных подводных лодок конца XX – начала XXI века, за которой благодаря ее скрытности закрепилось название «черная дыра». Повторюсь, серийное производство позволило хорошо отладить цикл строительства этих подводных лодок, отработать кооперацию с поставщиками основного оборудования. Так что несмотря на многочисленные санкции, подводные лодки этого проекта сдаются точно в срок.

Проект 636 имеет существенный модернизационный потенциал и, что весьма важно, высокую степень надежности и управляемости. Это позволяет использовать имеющуюся у иностранных заказчиков инфраструктуру и обращаться к опыту эксплуатации предыдущих заказов класса «Кило», которых тоже было построено для иностранных партнеров довольно много.

Фото: пресс-служба Адмиралтейских верфей

П: «Адмиралтейские верфи» поставили серию подводных лодок Вьетнаму. Возможно ли развитие сотрудничества между верфью и ВМС Вьетнама? Как осуществляется послепродажное обслуживание?

– С передачей построенных кораблей в состав иностранных флотов вахта «Адмиралтейских верфей» не заканчивается. Производится полное послепродажное обслуживание: гарантийное сопровождение, доковые и текущие ремонты, дефектация с целью определения технического состояния и проведения планово-предупредительных ремонтов, поставляется ЗИП и соответствующая техническая и сопроводительная документация. Специалисты предприятия командируются для оказания технического содействия во всех видах технического обслуживания и ремонта, проводят обучение технических специалистов заказчика в пунктах базирования, делятся своим опытом и навыками эксплуатации и обслуживания кораблей.

За более чем 50-летний период взаимодействия с представителями иностранных заказчиков на «Адмиралтейских верфях» была создана уникальная команда специалистов, обладающих не только техническими, но и коммуникационными навыками, необходимыми для обучения и совместной работы с иностранными специалистами как в России, так и за ее пределами.

Фото: СПМБМ «Малахит»

П: Тема взаимодействия обитаемых и необитаемых платформ – одна из самых обсуждаемых на рынке. Готовы ли (технически) «Адмиралтейские верфи» построить подводную лодку, оснащенную БПЛА и АНПА? Возможно ли серийное строительства АНПА на верфи?

– У предприятия большой опыт в строительстве обитаемых глубоководных аппаратов разных типов. Опыт строительства надводных носителей также имеется. Думаю, что чисто технически – строительство подводной лодки, оснащенной БПЛА и АНПА представляет сложную, но вполне решаемую задачу. Серийное строительство – это всегда решение заказчика, поэтому мы следим за развитием различных проектов и готовы участвовать в них в качестве строителя подводной лодки – носителя.

 

 

https://paluba.media/news/84161

Вернуться к списку новостей