24 cентября – памятные даты отечественной морской истории

24 сентября 1955 г. на заводе № 402 в Молотовске (Северном машиностроительном предприятии, г. Северодвинск) состоялась церемония закладки первой отечественной атомной подводной лодки К-3 («Ленинский комсомол»).

Впервые вопрос о необходимости приступить к разработке ядерных энергетических установок для подводных лодок был рассмотрен на заседании Первого Главного управления (ПГУ) при Совмине СССР 24 марта 1947 г., что было связано с появившимися в печати сообщениями о возможности применения атомной энергии на американских подводных лодках.

Академик И. Курчатов, член-корреспондент АН СССР А. Александров и профессор Н. Доллежаль написали докладную записку в правительство о необходимости создания АПЛ, подкреплённую практическими расчётами. Их предложение было поддержано заместителем председателя совета министров В. Малышевым. 9 сентября 1952 г. И. Сталин подписал постановление Совета Министров СССР «О проектировании и строительстве объекта № 627» (шифр первой АПЛ).

Научным руководителем работ по созданию атомной субмарины назначили А. Александрова, главным конструктором — В. Перегудова, главным конструктором по ядерной энергетической установке — директора НИИ-8 Н. Доллежаля.

Первая советская атомная субмарина, получившая название «Ленинский комсомол», была сооружена за короткий срок — шесть лет и четыре месяца. За создание первой атомной подводной лодки ряду учёных и конструкторов во главе с А. Александровым в 1959 г. была присуждена Ленинская премия. В том же году весь экипаж был отмечен государственными наградами, а первый командир лодки — Л. Осипенко — удостоен звания Героя Советского Союза.

17 июля 1962 г. впервые в истории Советского Военно-Морского Флота атомная подводная лодка К-3 совершила длительный поход подо льдами Северного Ледовитого океана, во время которого дважды прошла точку Северного полюса, и экипаж корабля недалёко от полюса во льдах Центральной Арктики водрузил Государственный флаг СССР. За этот поход звание Героя Советского Союза было присвоено руководителю похода контр-адмиралу А. Петелину, командиру лодки Л. Жильцову и инженеру-механику Р. Петелину. Весь личный состав корабля был награждён орденами и медалями.

Подводная лодка К-3 неоднократно участвовала в сложных длительных океанских походах, пройдя многие тысячи миль.

В сентябре 1967 г. в Норвежском море на лодке, возвращавшейся с боевого дежурства, произошёл пожар, в результате которого погибло 39 человек. Это была первая крупная авария на советском атомном подводном флоте.

Создание лодки «Ленинский комсомол» было первым (и самым сложным) этапом в развитии атомного подводного флота нашей страны. Успех в этом деле позволил перейти к массовому строительству АПЛ первого и последующих поколений. Многие решения, найденные при её разработке, оказались очень удачными и использовались в последующих поколениях атомных субмарин.

«Ленинский комсомол» нёс боевую службу на Северном флоте без малого 30 лет. Всего К-3 совершила 14 дальних походов, в том числе в 1958 г. первое подлёдное плавание в Карском и Гренландском морях.

АПЛ «Ленинский комсомол» находилась на стапеле в эллинге судоремонтного завода «Нерпа» в Снежногорске (Мурманская область) с выгруженной зоной облучённого ядерного топлива.

Согласно постановлению правительства РФ первая советская подводная лодка К-3 проекта 627 «Ленинский комсомол»  переоборудована в музей.

 

https://www.prlib.ru/history/619566

Вернуться к списку новостей