Экспедиция подводных работ особого назначения: от спасения кораблей до дружбы с дельфинами
Понедельник, 14 октября - «Крымская газета».
В Севастополе, в Доме офицеров флота недавно прошло торжественное собрание, главными героями которого стали ветераны 288-й группы подводных лодок специального назначения (ГПЛ СП) Черноморского флота. В зале было многолюдно, так как волнующее событие с ветеранами-подводниками спецназа разделили друзья и близкие, дети и внуки отважных рыцарей глубин.
«Люди аквакосмоса»
В фойе ДОФ разместилась уникальная фотовыставка «Люди аквакосмоса», показывающая работу подлинных героев нашего времени, которые, рискуя жизнью, спасали других и осваивали морские глубины. Ведь управлять подводными аппаратами было столь же непросто, как и космическими кораблями. И работали специалисты в аквакосмосе как настоящие космонавты. За годы службы ими было выполнено, зачастую в экстремальных условиях, множество уникальных задач.
Среди портретов лучших из лучших на выставке была размещена фотография капитана 1-го ранга Александра Васильевича Жбанова. Ветераны вспоминали, что с его прибытием на Черноморский флот в качестве нового начальника аварийно-спасательной службы началась целенаправленная работа по усовершенствованию организации использования подводных снарядов и аппаратов. Им был разработан «Курс подготовки спасательных и рабочих снарядов». Строго планировались повседневная работа и учения. Неподдельная заинтересованность Жбанова, его вера в перспективу дальнейшего развития техники, знание планов строительства новых подводных снарядов и их носителей воодушевляли личный состав 288-й группы. Александр Васильевич сам неоднократно производил погружения, лично участвовал в поиске разбившегося и упавшего в море самолёта, в осмотре затонувшего БПК «Отважный». Руководил спасательными силами ЧФ во время операции по осмотру и обследованию затонувшего в Чёрном море пассажирского парохода «Адмирал Нахимов», подъёма тел погибших. На его счету много практических и значимых дел, которые прочно вошли в историю спасательных сил ЧФ.
Судьба в 1984 году подарила мне знакомство с этим удивительным человеком. Нашей дружбе и совместной работе вот уже 40 лет. Будучи человеком удивительного бескорыстия, он дарил и дарит свои знания, опыт и книги друзьям и соратникам, а сегодня редактирует созданную им и востребованную среди спасателей ВМФ газету «Эпроновец».
Экспедиция особого назначения
Сразу после золотого юбилея 288-го ГПЛ СП мы направились в святая святых – Севастопольский музей Александра Жбанова, созданный им в собственной квартире и посвящённый Экспедиции подводных работ особого назначения (ЭПРОН).
Хранительницей и экскурсоводом удивительного музея выступает внучка офицера Дарья Жбанова.
– 17 декабря прошлого года исполнилось 100 лет легендарному ЭПРОНу, – рассказывает она. – К этому времени и был открыт полноценный музей, насчитывающий многие сотни единиц хранения. Мой дедушка вместе со своими единомышленниками десятки лет собирал для него экспонаты.
Экспедиция подводных работ особого назначения была создана 17 декабря 1923 года для поиска золота, которое якобы находилось на затонувшем у берегов Балаклавы британском пароходе «Принц».
– В довоенное время специалистами ЭПРОНа со дна морей, озёр и рек были подняты 450 судов и боевых кораблей общим водоизмещением 210 тысяч тонн, причём немалая часть вернулась в строй, – продолжает рассказ Дарья Андреевна. – Благодаря ЭПРОНу было спасено 188 терпевших бедствие кораблей. Страна и флот чрезвычайно нуждались в якорях, цепях, тросах, цветных металлах, и всё это эпроновцы поднимали со дна Балаклавской и Севастопольской бухт.
Об этом и многом другом рассказывают собранные в музее экспонаты. На ЭПРОН работал цвет отечественной науки. Первым начальником водолазных курсов, открытых в 1924 году в Балаклаве, а затем и созданного там же в 1931 году Военизированного морского водолазного техникума ЭПРОНа стал Феоктист Шпакович, который сам провёл на глубине 10 тысяч часов. К 1941 году ЭПРОН насчитывал свыше трёх тысяч человек.
– С началом Великой Отечественной войны ЭПРОН вошёл в состав Военно-морского флота СССР, 2 июня 1942 года экспедиция была преобразована в Аварийно-спасательную и судоподъёмную службу ВМФ, – продолжает Дарья Жбанова. – От Балтики до Чёрного моря работали водолазные разведывательно-диверсионные группы, ремонтно-восстановительные и аварийные судоподъёмные отряды инженерных войск. Они расчищали фарватеры от минных заграждений, взорванных пролётов мостов, кораблей, обеспечивали беспрепятственные переправы через реки. За годы войны только на Черноморском флоте было поднято со дна 675 кораблей и судов общим водоизмещением 315 387 тонн, снято с мели 298, оказана помощь 144 аварийным судам.
В послевоенное время воспитанные ЭПРОНОм специалисты восстанавливали водные пути, дамбы и плотины, речные и морские порты, поднимали затопленные суда. В Севастополе с мая 1944 года спасатели Аварийно-спасательной службы ЧФ разминировали бухты, подняли эсминцы «Быстрый» и «Совершенный», восемь барж, гидрографическое судно «Горизонт», трофейный плавучий док с находившимся в нём теплоходом «Эрцгерцог Карл», теплоход «Грузия». Только один пример: крейсер «Червона Украина» затонул у Графской пристани на глубине 13-16 метров. Работы по его подъёму заняли более двух лет. Под днищем корабля водолазам пришлось промыть 24 туннеля, чтобы завести под него подъёмные стропы. А чего стоит эпопея подъёма, буксировки и последующей разделки линкора «Новороссийск» – флагмана ЧФ, который в Севастопольской бухте в ночь на 29 октября 1955 года после чудовищного взрыва затонул напротив госпитальной стенки.
«А дельфины добрые…»
Мы переходим от одного экспоната к другому, и они красноречиво и убедительно дополняют рассказ Дарьи Андреевны, которая продолжила дело своего талантливого дедушки и работает исполнительным директором одного из крымских дельфинариев.
– Дедушка мне много рассказывал об этих удивительных морских друзьях человека – черноморских афалинах, когда возглавлял Океанариум ВМФ в Севастополе, – говорит Дарья Жбанова и подводит к картине, где изображён дельфин с рабочим снаряжением.
За 18 лет безупречной службы ВМФ СССР дельфины помогли вернуть государству не менее 60 экспериментальных торпед, мин, ракет – плоды многолетнего труда ведущих советских КБ. Без помощи дельфинов они, скорее всего, так бы и остались погребёнными на дне моря. А это всего лишь пункт из перечня задач, которые решили обученные дельфины.
И мы переходим к следующей большой и важной странице музея… О Великой Отечественной войне напоминают палубные часы с советской подводной лодки Щ-204, погибшей в 1941-м в районе Варны (Болгария), найденной и обследованной уже в послевоенное время. Начало подводной операции Александр Жбанов назначил на символический день – 22 июня.
От шлема до часов
Музей располагает несколькими тысячами единиц хранения, начиная от настоящей водолазной помпы и медного шлема классической «трёхболтовки» до моделей судов и кораблей, карманных часов командира Щ-204.
– Есть вещи уникальные и раритетные, – делится Дарья Андреевна. – К примеру, найденные спасателями на рейде Карфагена древнегреческий сосуд и обломок амфоры.
Сам Александр Васильевич считает наиболее ценным достоянием музея полное собрание журнала «ЭПРОН», который издавался с 1929 по 1940 год. Дарья Жбанова показала мне эти журналы.
В Севастополе его стараниями и на его средства издаётся газета «Эпроновец», которая также выпускалась в тридцатые годы минувшего столетия.
Капитан 1-го ранга в отставке Владимир ПАСЯКИН
https://gazetacrimea.ru/news/ekspeditsiya-podvodnykh-rabot-osobogo-naznacheniya-ot-spaseniya-korabley-do-druzhby-s-delfinami/