ТРАГЕДИЯ „КУРСКА“ – НАШ УРОК НА БУДУЩЕЕ

Элитные российские офицеры-подводники в Русском доме в Белграде рассказали о советских временах, которые никогда не должны повториться

ТРАГЕДИЯ КУРСКА – НАШ УРОК НА БУДУЩЕЕ

Командир АПЛ Игорь Курдин: За счет СВО вырос совершенно новый российский флот

Д. Вуичич

Пока идет война, разговаривают те, кто на войне. Когда все закончится, можно будет поговорить обо всем - так Игорь Кириллович Курдин, капитан 1 ранга в резерве ВМФ России, выступил в Белграде, где в середине этого месяца представил свою книгу "Курск - 20 лет спустя" , о крупнейшей военно-морской трагедии России со времен Второй мировой войны.

Мы услышали то же самое от контр-адмирала  Михайла Кузнецова, бывшего командира 7 дивизии атомных подводных лодок, в состав которой входил «Курск» и капитана 3 ранга Геннадия Капитульского во время их пребывание в столице Сербии.

 

«Курск» был занозой в глазу НАТО, потому что он в Средиземном море ждал

приказ Кремля ответить на агрессия против Югославии в 1999 году!

Понятно, что «Новости» хотели, чтобы мы сегодня больше рассказали о конфликте 2022 года на Черном море и в Мировом океане, но подводный «лис» рассказал о нынешней войне только из недавнего прошлого. Даже очень живописно.

 

Сербский клуб ПОДВОДНИК

Книгу о трагедии «Курска», где на дне Баренцева моря остались 118 российских моряков, перевели подводники Сербской ассоциации моряков-подводников.  Именно с русского на сербский книгу «пилотировал» капитан 1 ранга Милисав Мийович, а Сербия пока  единственная страна на планете, на которую закреплены авторские права, принадлежащие Комсомольской правде.

 

- Что касается книги, которая лежит перед вами, самое главное то, что никто в России, от рядовых моряков до адмиралов, не оспаривает ни одной детали из этой хроники морской катастрофы. Не менее важно, мне кажется, и то, что «Этюд на Курске» принят в «профессии» как своего рода учебник для моряков и их начальства о том, как избежать трагедий. Я думаю, что это была сложная техногенная авария на корабле и это наиболее близко к какому-либо выводу, - пояснил капитан Курин, не пренебрегая в ходе разговора и другими фактами событий августа 2000 года.

Затем он прокомментировал подзаголовок исследования: Тайны, скрытые под водой!- В то время рядом с нашей подводной лодкой были зарегистрированы две американские и одна британская подводные лодки, что официально отрицает «Атлантическое братство». - Верно также, что в то время «Курск» был занозой на глазу НАТО и что, например, годом ранее «Курск» маневрировал по глубинам Средиземного моря во время агрессии против вашей страны, и был готов действовать против напавших на вас. Такой приказ из Москвы не поступил. Историческим фактом является и то, что в 2000 году Владимир Владимирович только что вступил во главе опустошенного государства и что это был первый сильный удар, полученный им во власти.

Капитан Курдин расследовал трагедию «Курска» с момента ее совершения. Известие об аварии застало его в должности президента Санкт-Петербургского Клуба ветеранов-подводников в Санкт-Петербурге. До этого он в течение 25 лет плавал и командовал тремя разными атомными стратегическими подводными лодками. Он был также известен на флотах как участник расследования двух предыдущих крупных катастроф российских подводных лодок - подводной лодки К 219, затонувшей в 1986 году в Атлантике вблизи Бермудских островов, и спустя три года, когда "Комсомолец" попал в аварию в Норвежском море, где тоже были жертвы.

Его считали одним из наиболее подготовленных командиров подводных лодок, когда дело касалось обеспечения безопасности и устойчивости корабля в мореплавании.

- Авария подводной лодки "Курск" - это исследование технических обстоятельств, при которых корабль оказался на дне, и включает в себя анализ работы матросов и офицеров ВМФ во время аварии. Подчеркиваю что это еще и большой социальный рассказ о сложном периоде истории 90-х и в начале этого тысячелетия в котором выживал российский флот  с выводом,  чтобы не позволить  подобному произойдет снова. Я также утверждаю, что Специальная военная операция — это новое начало для российского флота, который поднимается сквозь трудности войны благодаря этой катастрофе. В 2024 году я вижу совершенно новый и мощный военный флот, — говорит Курдин.

Капитан свидетельствует, что затопление «Курска» стало шоком для всей страны. военные тоже растерялась, не зная, как общаться с народом.

Семьи погибших и многие-многие простые россияне обратились в Клуб подводников Петербурга — мы помогали, чем могли.

- Я не могу забыть, как Тихон Багрянцев, отец начальника штаба 7 дивизии Владимира Багрянцева, старшего офицера на «Курске»,  появился в Клубе практически без денег и в летней одежде, прилетев из Севастополя. С нашей помощью он также сел на самолет в холодный Мурманск, где его встретили наши товарищи с теплой одеждой. Мы отправили десятки людей, членов семей, на базу погибшей лодки в Видяево , ближе месту трагедии, и говорили с ними о жизни подводников, когда их нет на борту.

  Трагедии российских подводных лодок 1990-х годов, наряду с аварией на Чернобыльской АЭС, стали прологом к распаду СССР и распаду социалистической империи. Когда на презентации книги в Белграде капитан 3 ранга Геннадий Капитульский хотел рассказать, как Игорь Курдин практически спас его карьеру после крушения подводной лодки К-219 в Атлантике в 1986 году, но моряк грубо прервал его. Пару дней спустя в редакции «Новостей» Курдин пояснил:

- Утечка в одной из ракетных шахт К-219 позволила морской воде смешаться с ракетным топливом, вызвав летучую реакцию, которая привела к взрыву и пожару на корабле. Выживших перевезли на российском грузовом судне сначала в Гавану, а затем самолетом в Москву  и практически изолировали моряков, „пока продолжается расследование“. Командир Британов, Капитульский и другие члены экипажа К-219 были героями той катастрофы, а я только помог раскрыть правду и в СССР и в мире - объясняет собеседник.

     Так получилось, что на одном из четырех советских гражданских судов, спасавших в Атлантике экипаж аварийной К-219, на теплоходе «Анатолий Васильев», четвертым помощником капитана служил Алексей Гаккель, муж старшей дочери Игоря Курдина. Именно он передал своему тестю подлинные документы и фотографии, которые помогли написать Игорю Курдину в конце 90-х годов первую книгу «Враждебные воды» о катастрофе подводного ракетного крейсера К-219 , (которая вышла в 8 странах - США, Россия. Англия, Германия, Франция, Япония, Израиль, Финляндия) и был снят и одноименный фильм «Враждебные воды» в котором роль командира К-219 Игоря Британова сыграл знаменитый актер Рутгер Хауэр.   Игорь Британов, командир субмарины и Геннадий Капитульский доверили мне говорить вместо них. Они включали некоторые существенные изменения и доработали этот фильм, который можно смотреть, но не говорит что действительно произошло. После американской книги «Вражеские воды» которая была ложью, я написал свою русскую книгу «Гибель подводного крейсера К-219»  как это действительно было».            

      Книга и фильм помогли не только всем узнать правду о катастрофе, но и о подвиге матроса Сергея Преминина, ценой своей жизни заглушивший ядерный реактор и тем самым предотвративший атомную катастрофу у берегов Америки. За этот подвиг ему присвоили звание Героя России посмертно.

      Позднее американцы сняли еще один фильм «К-19. Оставляющая вдов» о первой ядерной аварии на советском подводном ракетоносце К-19 в 1961 году.

    - «Первоначальный сценарий был полной чушью, где русских моряков попытались описать как пьяную, буйную толпу. Однако, после встречи со мной и членами первого экипажа К-19 в Москве, продюсер и исполнитель главной роли командира Харрисон Форд потребовал изменить сценарий, а я стал его консультантом.» - рассказывает Игорь Курдин. « В итоге получился достойный фильм и мне не стыдно, что я принял в этом участие»

После катастрофы К-219 капитан Курдин стал тем офицером, который поднял вопрос безопасности российских подводных лодок на более высокий уровень. На кораблях, которыми он тогда командовал, он постоянно во время плавания тренировал экипаж на случай аварии, чем заслужил на флоте репутацию весьма профессионального и опытного командира. А затем 7 апреля 1989 года в Норвежском море затонул «Комсомолец», первая подводная лодка титановой конструкции, которая могла погружаться под воду на глубину более 1000 метров.

- Несмотря на пожар в инженерном отсеке, К-278 сумела всплыть и продержалась на плаву около пяти часов, прежде чем затонула. Многие члены экипажа погибли до того, как их удалось спасти, в результате чего общее число погибших достигло 42 человека, а выживших - 27. И снова были человеческие ошибки.

Курдин объясняет потом, что «жизнь и служба подводника» конечно, тяжелая и опасная. Что подводники — люди другой породы и им не привыкать рисковать жизнью. Чтобы подводные лодки могли эффективно и безопасно выполнять свои задачи, морякам необходима высокая профессиональная подготовка, забота об их семьях на берегу и, конечно, работа над ошибками, иначе гибель их товарищей будет напрасной.

 

А российские подводные лодки сегодня опережают западные, - говорит Курдин и делает выводВсё для РоссииРоссию — никому!

Вернуться к списку новостей