125 лет легендарной «Авроре». Как крейсер стал символом Петербурга

 

 

ЮРИЙ ЗИНЧУК, ведущий программы «Пульс города»:
«А теперь об одном историческом событии, которое почти совпало с днём рождения города и стало неотъемлемой частью в истории Петербурга. Итак. 24 мая исполнилось 125 лет с того момента, когда в присутствии Императора Николая II на Новом Адмиралтействе спустили на воду крейсер «Аврора».

В конце 19 века мир захлестнула гонка вооружений. Все державы наращивали военные флоты, стремясь утвердить своё влияние на морях. Российская Империя, чьи амбиции простирались от Балтики до Тихого океана, не могла оставаться в стороне. В 1895 году Морское министерство утвердило программу строительства новых бронепалубных крейсеров типа «Диана», призванных усилить флот. Среди них и тот, которому суждено было стать легендой, – «Аврора».

Но в лихие 90-е мы чуть не лишились этого уникального памятника. Потом уже в 2000-х годах «Аврора» едва не утонула прямо у причальной стенки. Представляете? Она даже накренилась одним бортом на гранит набережной. Стыд был бы какой на весь мир… И если бы не старания инициативной группы, которую возглавлял тогда Игорь Курдин – капитан 1-го ранга, председатель петербургского клуба моряков-подводников – «Аврора» была бы просто утилизирована. Слава Богу, этого не случилось! Петербуржцы всегда очень волнительно относятся к тем вопросам, когда речь идёт о сохранении нашего исторического наследия.

И вот тогда, что называется, всем миром мы спасли «Аврору». Как это было? И что значит «Аврора» в масштабах все истории нашего города? Антон Цуман расскажет подробно. Отдать швартовы! Идём на «Аврору»!»


В конце мая Петербург празднует не только свой день рождения, но и рождение одного из своих символов.

Даже исторически «Аврора» с самого дня создания была первой. До неё Российская Империя заказывала корабли подобного класса на зарубежных верфях. И вот, 11 мая 1900 года со стапелей Нового Адмиралтейства сошёл третий крейсер новой серии. Что стало настоящим прорывом для того времени.

Директор филиала Центрального военно-морского музея Юрий Сергаев рассказывает: «Аврора» могла и не стать «Авророй». Среди названий, предложенных императору Николаю II, были и «Психея», и «Буян», и даже древнеславянский бог «Полкан». Но выбрал он именно «Аврору». Как дань уважения паруснику времён Крымской войны, который практически в одиночку на Дальнем Востоке остановил целую вражескую эскадру.

Сегодня на «Авроре» можно найти подлинные следы матросского быта тех лет. Вот пример — помещение якорных механизмов, которое в часы отдыха легко трансформировалось в кубрик.

И эти матросские койки – важная деталь. После побудки они сворачивались в скатки и выносились на палубу. Это был не просто ритуал, а продуманный элемент поддержания боеспособности корабля.

А когда из этих коек вытряхивалось пробковое наполнение, она становилась погребальным саваном для погибшего матроса. Только в Цусимском сражении русско-японской войны «Аврора» потеряла 15 человек убитыми, но вышла из боя. С повреждениями, которые зафиксировала фотохроника тех лет.

Уже через 10 лет «Аврора» патрулировала воды Балтики во время Первой мировой, а к 1917 году встала на ремонт в родной верфи, где не без влияния революционно настроенных рабочих был создан комитет. Что и стало прологом к известным событиям, увековеченным в камне на Английской набережной.

Выстрел Авроры – один из самых больших мифов. Аврора стреляла, но не по Зимнему. Выстрел был холостой, но не сигналом к восстанию. Он продублировал сигнал Петропавловской крепости – «сверим часы». Но орудия крейсера сыграют свою роль через четверть века. В битве за Ленинград.

Окрестности посёлка Виллози, гатчинское Шоссе. Склон Ореховой горы. Прямо на этом месте располагалось орудие батареи «А». «А» означало «Аврора».

Сама «Аврора» участвовала в битве за Ленинград как прибрежная батарея ПВО в районе Ораниенбаума. А снятые с крейсера орудия главного калибра прикрывали своим огнём Дудергофские высоты. Это была вынужденная мера. Огневой мощи не хватало.

Лектор Центрального военно-морского музея Алексей Сизов рассказывает: на Дудергофские высоты отправились 9 из 10 орудий Б-13. 10-е было установлено на бронепоезде «Балтиец». Расчёты создавались из артиллеристов-комендоров авроры, которым приходилось обороняться под налётами вражеской авиации и временами даже без пехотного прикрытия.

Авроровцы отчаянно бились в полуокружении два дня: с 11 по 13 сентября 1941 года. Затем оставшиеся в живых моряки подорвали уцелевшие орудия и отступили к Пулковским высотам. После войны, корабль был отремонтирован как учебная база Нахимовского училища. Тогда он и занял своё место на Петровской набережной. Боевая история корабля закончилась и началась его история как символа.

Кадры знаменитого фильма Сергея Эйзенштейна «Октябрь». Аврора играет в нём саму себя как крейсер революции в 1927 году. Но это не единственная её кинороль. Второе масштабное появление на экранах состоялось почти 20 лет спустя.

И после выхода этого фильма, после того как силуэт авроры стал привычным украшением Невы, стало окончательно ясно – Аврора стала частью культурного кода и Ленинграда, и всей страны. Что закрепилось в вышедшем в 1973 году мультфильме, где впервые прозвучала первая песня, посвящённая крейсеру, которую подхватил тогда весь Советский Союз.

По сюжету мальчик-пионер, отстаивая название для построенного во дворе кораблика, вместе с композитором ищет вдохновения на крейсере, который к тому времени уже действовал как музей. И был одним из главных политических объектов. Здесь давали присягу Нахимовцы, здесь же принимали в пионеры.

«Аврора» была обязательной точкой маршрута всех почётных гостей Ленинграда. По её палубе прошла французская певица Мирей Матьё и лучшего фона для её песни «Когда рассвет, товарищ?» было просто не найти. Сюда же приглашали и первых лиц зарубежных государств. И представителей компартии Франции, и Вьетнамского лидера Хо Ши Мина. Но особенно ярким и эмоциональным был визит на «Аврору» кубинского команданте Фиделя Кастро.

Но даже став кораблём-музеем и мировым символом революции, «Аврора» всё равно не теряла связь с военно-морским флотом. Так как всегда оставалась его кораблём номер один.

С церемонии подъёма флага начинается каждый день на палубе «Авроры». Ведь это не просто музей, а военный корабль-музей, у которого есть свой экипаж и своя ежедневная трудная служба, которая со стороны практически не заметна.

Всё жизнеобеспечение «Авроры», по сути, на плечах её офицеров и матросов. От освещения и электроснабжения до вентиляции и систем безопасности. Например, здесь расположены мощные компрессоры и дизель-генераторы для систем живучести корабля.

ПЭЖ — значит пост энергетики и живучести. Самое главное помещение на корабле. Где несёт свою вахту судовой электромеханик – матрос срочной службы.

Матрос Андрей Полубаринов прибыл на «Аврору» из Калининграда. С учебного судна «Перекоп». Это устоявшаяся практика. Привлекать для службы молодых ребят со всей страны. Главный критерий отбора – личное желание. И попасть служить на легендарный крейсер считается высшей честью.

Экипаж – одна семья. И глава этой семьи – командир – в ответе за всех и за всё. Когда к кораблю ежедневно прикованы тысячи взглядов ответственности не меньше чем в открытом море.

Если экипаж покидает военный корабль, он остаётся, по сути, без хозяина. Так едва не произошло в 2010-х, когда руководство Минобороны тех лет в рамках так называемой оптимизации передало «Аврору» на баланс Центрального военно-морского музея и вывело её из состава флота. Что для ветеранов военно-морского флота стало настоящим шоком.

Председатель Санкт-Петербургского клуба моряков-подводников капитан первого ранга Игорь Курдин был первым, кто буквально забил в набат. И вот документ, по сути, ставший началом новейшей истории «Авроры». Письмо на имя Верховного главнокомандующего Владимира Путина с его резолюцией – просьбой- приказом на имя министра обороны разобраться и доложить. И меньше чем через полгода уже другой министр обороны – Сергей Шойгу – заявил: «Авроре» в составе флота быть.

Вот так в 2014 году Петербург провожал «Аврору» на плановый ремонт в Кронштадт. И вот так меньше чем через два года встречал её по возвращении. Медленно и величественно «Аврора» прошла рядом с тем местом, где была спущена на воду, местом откуда прозвучал её вошедший в историю выстрел. Туда, к Петровской набережной, которую без неё представить уже невозможно.

И ответ на вопрос «Что тебе снится, крейсер «Аврора»» уже есть в самой песне. Это и гром орудий, и чёрные матросские бушлаты, и 125 лет истории Петербурга, Петрограда, Ленинграда. Частью которой и стал корабль, с судьбой так похожей на судьбы людей.

 

https://tvspb.ru/programs/stories/3541602

Вернуться к списку новостей