11 июня 1942 года подводная лодка "А-5" успешно атаковала транспорт из состава конвоя

КРАСНОЗНАМЕННАЯ ПОДВОДНАЯ ЛОДКА "А-5"

 

«А-5» (бывшая «Металлист», «АГ-21») - подводная лодка типа Американский Голланд. Строилась американской фирмой «Electric Boat & Co» на судоверфи «Barnet Yard» в Ванкувере (Канада) по заказу Великобритании. Перекуплена Россией, и в виде отдельных секций перевезена из США во Владивосток, а затем по железной дороге доставлена в Николаев на завод «Наваль», где 28 марта 1917 г. заложена под обозначением «АГ-21».

Незадолго до начала революции в октябре 1917 г. подводная лодка была спущена на воду. В результате Гражданской войны, а затем иностранной интервенции подводная лодка стремительно меняла хозяев: в апреле 1918 г. уже вступивший в строй корабль не смог уйти из Севастополя и попал в руки немцев, после их ухода из Крыма субмарина вошла в состав Морских сил Юга России, после чего 24 ноября 1918 г. она была захвачена англо-французскими интервентами.26 апреля 1919 г. во время эвакуации из Крыма вооруженного контингента стран Антанты по приказу английского командования «АГ-21» в числе других 11 русских подводных лодок была затоплена в районе Севастополя.

В 1926 г. субмарина была найдена на дне судоподъемной партией ЭПРОН. Судоподъемные работы продолжались почти 2 года. Несмотря на то, что у подводной лодки в борту была пробоина в 0,5 м, «АГ-21» стала единственной из потопленных англичанами русских подводных лодок, которая после подъема подлежала восстановлению.30 декабря 1930 г. субмарина под командованием М.И. Бебешина вошла в состав Морских сил Черного моря. 3 февраля 1931 г. она получила наименование «Металлист» (бортовой № 16).
8 июня 1931 г. подводная лодка, выполняя учебную торпедную атаку, была таранена кораблем-целью эсминцем «Фрунзе» и затонула на глубине 28 метров у устья реки Бельбек. В момент аварии на борту эсминца находились будущие адмиралы – штурман С. Горшков, минер Л. Курников и артиллерист Н. Харламов. При аварии погибло 24 человека из экипажа подлодки. Следствием было установлено, что причиной катастрофы стали допущенные командиром субмарины грубые ошибки в управлении лодкой и экипажем в создавшейся критической ситуации.

Через 2 дня подводная лодка была поднята и после ремонта 1 января 1932 г. под командованием С.С. Кудряшова была вновь введена в строй. В сентябре 1932 г. на «Металлисте» проводились испытания 76-мм динамореактивной пушки системы Курчевского.
15 сентября 1934 года субмарина получила обозначение «А-5», а в 1936 – 1938 гг. она прошла капремонт и модернизацию.22 июня 1941 г. подводная лодка встретила в составе 6-го дивизиона 2-й бригады ПЛ ЧФ, находясь в ремонте в Севастополе. С вступлением корабля в строй 27 июня командиром «А-5» назначен старший лейтенант (затем капитан-лейтенант) Г.А. Кукуй. 2 августа 1941 г., закончив ремонт, «А-5» перешла к месту постоянного базирования в Поти, откуда приступила к обслуживанию дозорных позиций на подходах к Поти и Батуми.

Восьмой боевой поход подлодки был отмечен успехом. С вечера 10 июня 1942 г. «А-5» патрулировала район позиции № 31 у Одессы. В светлое время суток подводная лодка маневрировала на подходах к порту, а с наступлением темноты выходила в восточную часть позиции для зарядки аккумуляторной батареи.

Днем 11 июня «А-5» атаковала транспорт из состава конвоя и добилась попадания в него торпеды. К счастью для румынского судна «Ардеал» (5 695 брт) с грузом имущества Люфтваффе, оно сумело выброситься на отмель, и вскоре было поднято, а после восстановления введено в строй. Сопровождающие «Ардеал» немецкие катера-тральщики подвергли атаковавшую подводную лодку 20-минутному преследованию, сбросив 18 глубинных бомб. Спустя час после атаки подводники снова были обнаружены, катер сбросил 3 глубинные бомбы.

В результате бомбежек на «А-5» вышел из стоя гирокомпас, деформирован запор крышки рубочного люка, повреждены ряд измерительных приборов. Субмарина оставалась на позиции еще неделю, после чего благополучно прибыла в Туапсе.

Всего за годы войны «А-5» совершила 13 боевых походов, 7 торпедных атаках. Потопила 1 судно (5 695 брт).

За боевые заслуги подводная лодка «А-5», единственная из всех американских «голландов», 6 мая 1945 г. была награждена орденом Красного Знамени.

В марте 1947 г. старейшую во всем Военно-Морском Флоте СССР подводную лодку – «А-5» – сдали на разборку.

 

https://vk.com/clubrmtru

 

Вернуться к списку новостей