11 июня можно считать днем памяти погибших на подводных лодках «Камбала» и «Львица». Обе подлодки были потеряны со всеми членами экипажа.
11 июня 1909 г. произошла гибель подводной лодки «Камбала». Первая безвозвратная потеря подводного флота России.
«Камбала» – ПЛ типа «Карп» была заложена в мае 1904 г. на судоверфи «Deutshe Werke Kiel AG» в Киле (Германия) по проекту Р. Эквиллея по заказу Морского ведомства России. В июне 1907 г. спущена на воду, 8 сентября официально принята в казну.
Полуторакорпусная ПЛ состояла из 7 частей, которые сваривались из стальных листов, не имели шпангоутов и соединялись между собой болтами. Имелось 3 входных люка, через носовой грузились торпеды. 7 балластных наружных цистерн располагались между двойными корпусами.
Экипаж – 28 человек. Водоизмещение надводное – 205 т, подводное – 236 т. Длина – 39,6 м, ширина – 2,7 м, осадка – 2,61 м. Время погружения – 10 мин. Вооружение – трубчатый 457-мм торпедный аппарат.
После переезда из Либавы в Севастополь по железной дороге летом 1908 г. «Камбала» вошла в состав отряда подводного плавания (заведующий отрядом Н. Белкин).
По плану учений 11 июня «Камбала» должна была «атаковать» у входа в Южную бухту черноморскую эскадру, возвращавшуюся из Евпатории. Командовал ею лейтенант М. Аквилонов, на борту находился капитан 2-го ранга Н. Белкин.
В намеченном месте лодка застопорила машины и стала ждать эскадру. Была темная южная ночь. Оставив у перископа Аквилонова, Белкин решил атаковать в надводном положении. Дождавшись подхода эскадры, «Камбала» успешно «поразила» головной корабль «Пантелеймон» (бывший «Потемкин»). Затем заведующий отрядом начал маневр выхода ПЛ на параллельный эскадре курс.
Находившийся на мостике лейтенант Аквилонов отвлекся от его выполнения и внезапно увидел перед собой корабли. Столкновение было неизбежно. ПЛ попала под форштевень линейного корабля «Ростислав» и, рассеченная на 2 части, затонула на глубине 56 м.
Весь экипаж погиб. Спасен был только Аквилонов, которого смыло с мостика. После разбирательства и суда он был признан виновным в катастрофе. Аквилонов тяжело переживал трагедию. Имея душу и понятие настоящего русского морского офицера, и думая, как полнее искупить вину, он написал Николаю II несколько прошений об усилении приговора, и тот лишил его звания, дворянства, всех прав и преимуществ.
При попытке спасти затонувшую ПЛ «Камбала» и членов ее экипажа от кессонной болезни скоропостижно скончался водолазный боцман транспорта «Березань» Ефим Бочкаленко. Спуски пришлось прекратить. Безрезультатной оказалась и попытка завести на ПЛ 24-мм стальной трос, чтобы отбуксировать ее на мелководье по грунту.
В Севастополь приехали добровольцы из Кронштадтской школы водолазов со своим снаряжением. К ним присоединились 8 водолазов Черноморского отряда подводного плавания, и начались спуски.
Для работ использовался специальный понтон. Его затапливали по верхнюю палубу, соединяли стальными стропами с корпусом «Камбалы» и осушали до осадки 4 м. Лодка поднималась, и всю систему буксирами перетягивали на более мелкое место. Таким ступенчатым способом удалось поднять носовую часть ПЛ, ее ввели в сухой док, откачали воду, убрали тину.
При осмотре корпуса ПЛ следов удара в месте излома обнаружено не было: он пришелся по соединительному фланцу. Люк боевой рубки оказался не задраен, и через него все увидели тела подводников. Погибших, как их называли тогда, «мучеников долга», провожали в последний путь как героев.
Офицеры похоронены в родовых поместьях. Нижние чины захоронены на городском православном кладбище Севастополя в братской могиле, на которой был сооружен памятник на средства офицеров-подводников. Он представлял собой поднятую со дна Черного моря боевую рубку «Камбалы» с установленной мраморной фигурой скорбящего ангела и двумя мемориальными досками с посвятительным текстом.
В 2018 г. совместная экспедиция РГО, Севастопольского госуниверситета и Высшего военно-морского училища им. Нахимова локализовала место гибели русской субмарины. Курсанты Нахимовского училища это место вычислили. С помощью бокового гидролокатора место установили. Корма лодки находится на глубине 62 м на траверзе бухты Круглая. Планируется изучение объекта с помощью глубоководных роботов.
Российская подводная лодка «Львица», типа «Барс» погибла 11 июня 1917 г. в Балтийском море при невыясненных обстоятельствах. На борту субмарины находились 45 членов экипажа, командиром был капитан 2 ранга Белкин. Этот поход был для нее пятым с начала Первой мировой войны. Вероятнее всего к гибели подлодки привела детонация торпед в носовом отсеке.
Это была одна из первых отечественных подводных лодок, принадлежащих к типу «Барс». Именно этот, самый успешный в истории русского дореволюционного подводного флота проект, опробованный в годы Первой мировой, поставил точку в длительном споре о целесообразности использования подлодок в составе военного флота.
Всего за годы Первой мировой было затоплено 4 российские подводные лодки только этого типа. Кроме «Львицы» погибли «Барс», «Единорог» и «Гепард». Точные обстоятельства гибели большинства из них до сих пор остаются неизвестными. Две из них, предположительно «Барс» и «Гепард», были обнаружены в 1993 и 2009 гг. в Балтийском море шведскими судами. В том же 2009 г. эстонское научно-исследовательское судно обнаружило на дне Финского залива затонувший «Единорог».
https://vk.com/clubrmtru