В ночь на 16 июля знаменитый крейсер «Аврора» вернется на привычное место стоянки у Петроградской набережной в центре Северной столицы. Один из главных символов Петербурга и российского Военно-морского флота почти два года — с сентября 2014-го — ремонтировался в Кронштадте. На капитальный ремонт, который до этого не проводился почти 30 лет, корабль провожали, можно сказать, всем городом. Возвращения «Авроры» тоже с нетерпением ждут как горожане, так и туристы.
Работы по реконструкции корабля оцениваются в более чем 800 млн рублей, еще около 2,3 млн рублей стоит буксировка к месту стоянки.
О том, как будет проходить операция по возвращению крейсера в центр города, что изменилось на «Авроре», корреспонденту «Известий» рассказал начальник управления культуры Министерства обороны России Антон Губанков.
— Кто и когда будет буксировать «Аврору»? Какие могут при этом возникнуть сложности?
— Мы планируем доставить «Аврору» на место постоянной стоянки в ночь на 16 июля. Надеемся, что с транспортировкой сложностей не будет. «Аврору» доставят на место четыре буксира. Сложности могут быть связаны с уровнем воды в акватории. Там должно быть минимум плюс 0,7 м под килем. Мы надеемся, что так всё и будет и «Аврора» благополучно дойдет от Кронштадского морского завода к месту постоянной стоянки (это около 40 км. — «Известия»). Кстати, сама операция по пришвартовке корабля — очень непростая. Сколько времени она займет, сказать сейчас трудно. Это, пожалуй, самый сложный технический момент во всей операции, значительно более сложный, чем собственно отправка корабля из дока Кронштадского завода.
— Что поменялось на «Авроре» после ремонта?
— Это исторический корабль, поэтому к изменениям мы подходим максимально аккуратно. «Аврора» является нашим национальным достоянием, объектом культурного наследия, поэтому, естественно, ремонт производился прежде всего в формате реконструкции. В данном случае мы стремились к тому, чтобы корабль после соответствующих работ предстал практически в первозданном виде. При этом была заменена палуба на более прочную и удобную. Также была проведена большая работа по доскональной чистке корпуса, покраске. Были отремонтированы и восстановлены спасательные шлюпы.
— А что поменялось во внутренних помещениях? В расположенном на «Авроре» филиале Центрального музея военно-морского флота?
— Техническая готовность по состоянию на сегодняшний день составляет уже 95%. Внутри выполнены работы по обновлению экспозиции, количество залов было увеличено до девяти. Также и количество экспонатов было увеличено примерно в два раза. В музее теперь будут применяться уникальные мультимедийные технологии, сейчас уже идет наладка соответствующего оборудования, включая, например, голографический театр во втором зале. Пока не буду раскрывать всех карт, рассказывать, что это такое, пусть останется какая-то интрига. Окончательно все предметы экспозиции мы планируем разместить чуть позже, где-то в срок с 25 по 29 июля при условии подключения ко всем городским коммуникациям в короткие сроки.
— Основные работы проведены за счет Министерства обороны. Помогал ли вам город?
— Да, конечно. Очень важный момент — это создание береговой инфраструктуры. Поскольку современный музей не может обойтись без расчетно-кассового центра, турникетов, камер хранения, металлодетекторов и так далее, всё это нужно где-то размещать. Мы очень благодарны администрации Санкт-Петербурга, которая передала нам в безвозмездное пользование участок земли на набережной. И были найдены необходимые средства, не предусмотренные контрактом на строительство береговой инфраструктуры. Таким образом, горожане и гости города получат полностью обновленный, очень современный, технически оснащенный и удобный для посещения музей.
— Для туристов музей откроется в день ВМФ?
— Официальное открытие с участием высоких гостей у нас действительно запланировано на 31 июля. Опять же надеюсь, что всё пройдет успешно.
— Каков сейчас официальный статус «Авроры»? Входит ли она в состав ВМФ?
— «Аврора» — это корабль Балтийского флота №1, следовательно, в состав ВМФ она входит. Но одновременно она является еще и филиалом Центрального военно-морского музея. То есть, с одной стороны, это боевой корабль с экипажем, с командиром корабля. С другой стороны, это музей. Такое сосуществование на данный момент нам кажется вполне разумным и конструктивным. И, конечно, «Аврора» всегда будет неотъемлемой частью нашего флота. Напомню, что госконтракт на ремонт крейсера был заключен именно по линии ВМФ, других вариантов в общем-то и не было.
— Несколько лет назад случился скандал, связанный с проведением на «Авроре» шумной вечеринки для участников Петербургского международного экономического форума. Предусмотрено ли проведение подобных мероприятий на корабле сейчас, может ли кто-то арендовать помещения крейсера под нечто подобное?
— Здесь дело не в том, что помещения сдаются. А в том, что любой музей должен жить. И было бы странно, если бы в музее или на крейсере не происходило бы вообще ничего. Почему там не могут быть организованы, к примеру, мероприятия военно-патриотической направленности? Почему не могут проходить конференции, съезды Союза музеев или других общественных организаций, словом, встречи, соответствующие контенту данного музея? Конечно, они могут и должны проводиться. Нужно понять одну простую вещь: мероприятие мероприятию рознь. Всё зависит от вкуса и от выбора контента. Конечно же, встречи на «Авроре» должны проходить в рамках приличий и соответствовать как статусу корабля, так и статусу музея. Думаю, никаких оснований что-либо запрещать в таком случае нет.
Читайте полностью: http://izvestia.ru/news/620880#ixzz4E5SKAmry