«Аврора» уходит в док

Легендарный крейсер «Аврора» отправится на ремонт уже в сентябре. Решение об этом было принято в минувший четверг на заседании рабочей группы, прошедшем в Центральном военно-морском музее ВМФ РФ в Крюковых казармах. Приняли участие в судьбоносном для многострадального в последние годы корабля высокопоставленные чиновники Смольного, Минобороны и самого ЦВММ.

О том, что ремонт «Авроры» давно назрел, говорится не один год. И если бы не события пятилетней давности, чуть было не ставшие для крейсера трагическими, его бы давно, наверное, уже провели.

Напомним, судьба крейсера начала круто меняться после летней вечеринки 2009 года. На его борту организовали ВИП-банкет, на котором присутствовали участники Петербургского экономического форума. С зажигательными танцами стриптизерш, дракой, прыжками за борт. После чего бывший тогда министром обороны РФ Анатолий Сердюков подписал документ о списании военного экипажа с корабля боевой славы, переводе его в статус музейного объекта, наборе гражданского персонала. 16 октября 2012 года крейсер покинул последний матрос. И только после вмешательства общественности, а также последовавшей смены главы МО РФ (гражданского Сердюкова сменил генерал С. Шойгу), «Аврора» вернулась в строй.

С того времени непрерывно шли дискуссии о том, надо или не надо её ремонтировать. Корреспондент «СП», побывавшая на борту корабля прошлой зимой, пришла к заключению, что ремонт точно бы не помешал. Вопрос в том, какой именно ремонт. Капитальный? Косметический? Выборочный?

Всё упиралось, как всегда в таких случаях, в финансирование работ. В конце прошлого года специально созданная Комиссия по ремонту крейсера-музея «Аврора» определила его объем на 2014 год в сумме 3,5 млрд. рублей. Как тогда поговаривали в ЛенВМБ, первоначально эти средства предназначались для ремонта и обслуживания боевых кораблей Балтийского флота. Но престиж «Авроры» — она один из главных символов Петербурга - что называется, взял своё. Да и минобороны поспешило опровергнуть информацию о «переброске» средств.

Позже называлась более скромная сумма ремонтного бюджета — 400 миллионов рублей. Моряки, недовольные, ворчали, но соглашались, что это лучше, чем вообще ничего.

Главным исполнителем ответственного заказа, как предполагалось, будет объединение «Северная верфь». Именно на этом предприятии (именовалось оно тогда Судостроительно-судоремонтным заводом им. Жданова) в 1984—1987 гг. проходил капитальный ремонт старейшего российского корабля, единственного в своем роде в Европе. Его специалисты разрабатывали соответствующую проектную документацию. Так бы, наверное, и произошло, если бы не очередное «понижение цен».

На сегодня, после совещания в ЦВММ, была названа ещё более скромная, чем полгода назад, цифра — 120 млн. рублей. Это та сумма, которую минобороны готово потратить на ремонт.

─ Скромность бюджета объясняется событиями весны 2014 года, — поделился своими соображениями один из сотрудников Центрального Военно-морского музея, попросивший не называть его имени, так как в его обязанности общение с прессой не входит. — Сыграли свою роль воссоединение Крыма с Россией, необходимость больших работ на базе Черноморского флота. Приоритет справедливо отдается строительству новых и поддержанию боеспособности имеющихся кораблей ЧФ. Так что приходится довольствоваться тем, что выделили.

Уточню: 120 млн. — это цена первого этапа ремонта. Он, как предполагается, начнется уже в конце сентября. Летом крейсеру разрешили ещё послужить. Для зарубежных, да и отечественных туристов Петербурга, «Аврора» вместе с Эрмитажем остаётся в числе приоритетных для посещения. Благо, вход на неё бесплатный. А увидеть и услышать можно много интересного!

─ Да, конечно, я был на совещании по «Авроре», более того, готовил его, — сказал «СП» председатель Петербургского клуба моряков-подводников, советник главы города Игорь Курдин. —  На нем была определено, что 21 сентября крейсер покинет свою стоянку на Петроградской набережной и отправится в док. По просьбе губернатора Полтавченко, воскресный день выбран для этого намерено, так как акватория Невы в выходные более свободна. Как, собственно, и обычно загруженные «под завязку» переправы. Придется разводить три моста в центре города: Троицкий, Дворцовый и Благовещенский. Причем, разводить их будут не одновременно, а по мере приближения корабля. Для горожан и гостей города зрелище необыкновенной красоты!

«СП»: - Для «Авроры» это будет, кажется, первая «ходка» «по морям, по волнам» за почти тридцать лет…

─ Намекаете на возможные технические сложности? Они не должны возникнуть. Коммунальные службы города уже приступают к необходимым работам. Если по каким-то причинам им не удастся уложиться в месяц, определена резервная дата — 28 сентября, тоже воскресенье.

«СП»: — Дно Невы расчищать для этого не потребуется?

─ Специалисты уже исследовали его. Уверяют, что дополнительных работ по углублению дна не нужно.

«СП»: — Игорь Кириллович, а какой смысл затевать «короткий» ремонт, «таскать» корабль, извините, туда-сюда по Неве? Не проще было подождать ещё какое-то время и, дождавшись достаточного финансирования, сразу все и сделать?

─ Смысл был. Мы поставим сейчас «Аврору» в док, там проведут необходимые минимальные работы. А весной, в зависимости от бюджета, может быть, сразу же начнется 2-й ремонтный этап. Просто так никто бы корабль, как вы выразились, не стал «таскать» с места на место.

Стоять нашей «девушке-красавице», названной когда-то в честь знаменитого фрегата «Аврора» прославившегося в Крымскую войну при обороне Петропавловска-Камчатского, пока в Кронштадтском доке. Будет ли и впоследствии местный завод заниматься ремонтом 114-летнего крейсера, пока вопрос.

А вот «Северная верфь», как говорят, от этого может отказаться — смущает сильно похудевший в цене заказ. Да и «Мистрали» требуют внимания — их достраивается там сейчас сразу два.

─ Моё мнение: не нужен этот первый, доковый этап работ, — комментирует для «СП» ситуацию Сергей Овсянников, бывший ведущим конструктором при реконструкции крейсера в 1980-е годы, ныне член рабочей группы по ремонту «Авроры». - Корабль не в таком состоянии, что нужно там что-то срочно приводить в порядок. Главное, что действительно необходимо сделать — это обновить пожарную и водоотливную системы. Проще говоря, позаботиться о безопасности посетителей. Данным этапом такие работы не предусмотрены. Нет необходимости ремонтировать и донно-заборную арматуру. Её нужно просто заменить на современную. Обшивка корабля крепкая, надежная. Винта у него нет. Но решение принято, наше дело — привести проект в соответствие с насущными задачами и бюджетом. Моя и моих коллег задача — минимизировать и оптимизировать расходы. До апреля-мая «Аврора» будет в доке. Дальше, как говорится, посмотрим.

Решить к концу сентября предстоит ещё одну важную проблему. «Аврора» хоть и осталась военным кораблем, крейсером 1-го ранга ВМФ РФ, но бюджеты её и находящегося на её борту музея разные. Что несколько осложняет передислокацию музейных экспонатов, зачастую уникальных, в ЦВММ. Потребуется на их демонтаж, упаковку, транспортировку, распаковку и размещение в Крюковых казармах не менее 300 тысяч рублей. Кто выделит эту сумму и хватит ли времени музею, осмысляют сейчас питерские власти.

Справка «СП»

"Аврора" - единственный крейсер, дошедший до нынешних времен практически в первоначальном своем виде, таким, каким был спущен на воду 11 мая 1900 года. Во время Русско-японской войны участвовал в походе Второй Тихоокеанской эскадры, закончившемся Цусимским сражением. Принимал участие в Первой мировой войне. После 1917 года стал одним из символов Октябрьской революции. Был поставлен на вечную стоянку у Петроградской набережной Петербурга. Объект культурного наследия Российской Федерации.

Подробнее http://svpressa.ru/society/article/96092/

Вернуться к списку новостей